Содержание нейролингвистического программирования
Нейролингвистическое программирование – это подход, утверждающий существование связи между неврологическими процессами, языком и поведенческими паттернами.
Среди исследователей нет единого подхода к оценке нейролингвистического программирования. Многие считают, что нейролингвистическое программирование является псевдонаукой. Доводом в пользу этой позиции может служить то, что в подходе, разработанном в 1970-х годах, используются устаревшие представления о структуре мозга, не отвечающие достижениям современной неврологии. Эффективность применения нейролингвистического программирования оспаривается, однако его активно рекламируют бизнес-тренеры и коучи.
Нейролингвистическое программирование базируется на трех идеях:
- мышление и поведение людей определяется неврологическими процессами, такими, как слух, зрение, осязание, обоняние и вкус, помогающими человеку в исследовании мира,
- для того, чтобы выразить свои мысли и чувства, люди пользуются речью,
- мышление обладает структурой, которая может быть выражена с помощью мыслительных программ и алгоритмов.
Нейролингвистическое программирование использует ряд значимых понятий:
- Раппорт - это установление сотрудничества и доверия в ситуации общения. Подстройкой называют способ быстро установить раппорт, заключающийся в том, чтобы привести свое поведение в соответствие с поведением другого участника общения.
- Ведением называют фазу общения, следующую за подстройкой и предназначенную для того, чтобы добиться следования собеседника с сохранением раппорта.
- Метапрограммами называют внутренние алгоритмы, определяющие, как человек ориентируется в своем опыте, сортирует и организует его.
Специалисты по нейролингвистическому программированию считают, что субъективные механизмы мышления и восприятия мира нельзя подогнать под математические формулы, однако можно построить их модели. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие влиять на мысли, убеждения, поведение окружающих. Применение методик, созданных в рамках нейролингвистического программирования, не ограничивается рамками психотерапии. Их используют в продажах, управлении и менеджменте, юриспруденции, журналистике и многих других отраслях.
Нейролингвистическое программирование в оценке персонала
Одним из направлений использования нейролингвистического программирования в управлении персоналом является проведение оценки кадров, в частности, на этапе подбора.
Подбор и оценка кадров требуют от специалиста по управлению персоналом четкого понимания, кого требуется найти. Перед началом проведения собеседований обязательно нужно описать желаемые профессиональные компетенции и личностные качества. Эти требования должны коррелировать с описанием функциональных обязанностей по вакантной должности. Компания сможет найти подходящего человека в том случае, если специалист по подбору научится понимать собеседника, отличать его истинные убеждения от озвучиваемых. Проблема состоит в том, что кандидат может выдавать одобряемое, желательное поведение на собеседовании – но это не будет отвечать его истинным убеждениям, что проявится в ходе работы и создаст проблемы при выполнении обязанностей.
Знание основ нейролингвистического программирования будет полезно и руководителю. Даже если в компании действует эффективно организованная система подбора персонала, реализуемая службой управления кадрами, одним из этапов собеседования обычно выступает общение с руководителем. Особенно значим этот этап при подборе сотрудников на ключевые позиции, поскольку в этом случае цена ошибки выше, чем в случае с линейным персоналом.
Алгоритм использования нейролингвистического программирования при подборе сотрудников может быть следующим:
- правильно подобрать и сформулировать вопросы. Желательно, чтобы они были разнообразными, но в то же время частично повторялись в разных формулировках. Это позволит выявить ложь кандидата,
- в ходе собеседования внимание нужно уделять не только тому, что говорит соискатель, но и тому, как он говорит. Часто невербальные проявления более информативны, чем произносимые слова. Поза, жесты, мимика и интонации выдают напряжение, которое может быть признаком желания что-то скрыть. Сигналами неискренности могут служить неестественные жесты, наигранная мимика,
- важно внимательно прислушиваться к словам, употребляемым соискателем. Выбор слов может указать на нюансы хода его мыслей, восприятия.
Мотивация персонала с помощью нейролингвистического программирования
Одной из ключевых задач менеджера является мотивация сотрудников. Хотя материальная мотивация играет большую роль, одним увеличением зарплаты нельзя добиться повышения производительности труда. Эффективный менеджер должен мотивировать подчиненных не только деньгами, но и нематериальными методами воздействия.
Каждый человек имеет свой набор ценностей, мотивирующих его на достижение результатов. Ценности, важные для сотрудника, можно узнать, если внимательно его слушать. Руководитель может расспросить подчиненного о его увлечениях, хобби, семье. Ценности проявляются через то, на что человек тратит много времени, от чего получает удовольствие. Чем лучше удается подстроиться под ценности конкретного сотрудника, тем выше будет его лояльность к организации и лично к руководителю. В такой ситуации размер заработной платы отходит на второй план.
Чем лучше руководитель знает своих сотрудников, тем больше инструментов управления он получает, тем легче может принимать обоснованные кадровые решения, например:
- о приеме на работу,
- о поощрении,
- о наказании,
- об увольнении,
- о назначении ответственных за проект.
Благодаря инструментам нейролингвистического программирования у руководителя появляется возможность заглянуть в механизмы мышления сотрудника, понять причины поступков или действий. Разумеется, вести такую работу со всеми сотрудниками слишком трудозатратно. Как правило, нейролингвистический анализ затрагивает ключевых специалистов.