Личностные качества руководителя
Личностные и деловые качества руководителя - это свойства характера, интеллекта, а также компетенции, которыми должен обладать человек, чтобы быть эффективным руководителем.
Управленческая деятельность - это не просто занятие иерархической ступени, а определённый механизм и алгоритм мышления с системным и стратегическим уклоном.
Руководить компанией - это сложная работа, требующая сочетания множества качеств. К ним относится как умение мыслить определенным образом, так и способность организовывать работу других людей и эффективно планировать путь развития. При этом размер организации и количество подчиненных у конкретного управленца не так важны. Лидерские качества одинаковы для начальников и руководителей любого масштаба.
Для руководителя важны не только умения, но и способности и личные качества, позволяющие выстроить эффективную коммуникацию с подчинёнными и между ними. Для руководителей высшего звена речь может идти не только об отношениях между отдельными людьми, но и об отношениях между структурными единицами.
Личностные качества руководителя - это определенный комплекс психологических и моральных характеристик, особенностей личности, которые определяют стиль управления.
В частности, к личным качествам руководителя относятся:
- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность. Безусловно, невозмутимость является одним из важнейших качеств руководителя. Ежедневные задачи содержит в себе новые вызовы, и руководитель должен подавать своим поведением пример для остальных. Он должен с выдержкой и холодной головой подходить к решению даже неожиданных задач,
- амбициозность. Руководитель не должен ставить нереальные задачи, однако должен задавать не слишком простые цели. Только так компания сможет добиться успеха,
- смелость и решительность. Без этих качеств невозможно принимать нестандартные решения, необходимые в эпоху трансформации. Эффективные стратегические решения почти всегда лежат за пределами протоптанной тропы. Повторяя решение конкурентов, невозможно получить рыночное преимущество,
- объективность. Руководитель должен уметь увидеть картину мира без искажения эмоциями. Каждая конкретная ситуация должна оцениваться максимально объективно. Это же качество позволяет ровно относиться к подчинённым, не выбирать среди них любимчиков, а также критически оценивать свои действия, проводить самоанализ,
- требовательность, проявляющаяся в ходе контроля полученных результатов. Если не будет выполнена мелкая задача, провалится и крупная. Процессами нужно управлять на всех этапах начиная с постановки задачи, в процессе её решения, при подведении итогов. Во многом именно личные качества руководителя определяют серьёзность отношения к задачам подчинённых.
Профессиональные качества руководителя
Профессиональные качества характеризуют степень, в которой руководитель разбирается в предметной области.
Руководитель должен знать особенности сферы, в которой работает. Хорошо, если руководитель имеет авторитет как профессионал.
В части профессионализма руководитель должен найти баланс. С одной стороны, он должен разбираться в происходящих процессах, иначе он не сможет проконтролировать работу подчинённых, оценить правдивость и полноту доносимой информации. С другой стороны, делегирование является одной из важнейших управленческих компетенций. Хороший руководитель не должен вникать во все мелочи и детали. По мере приближения к высшему руководству руководитель всё меньше погружается в непосредственное выполнение задач.
Среди важных профессиональных качеств руководителя можно отметить:
- опыт работы и уровень образования,
- критическое мышление,
- гибкость, способность учиться новому и трансформировать процессы. Нередкими являются примеры, когда руководитель приходит из другой отрасли бизнеса и благодаря свежему взгляду приводит компанию к успеху,
- системность мышления. Чтобы принимать эффективные стратегические решения, руководитель должен быть способен системно рассматривать совокупность окружающих факторов,
- стремление к изучению новых тенденций, методов и инструментов.
Деловые качества руководителя
Системность мышления широко отражается именно в деловых качествах. Руководитель должен:
- уметь в сжатые сроки получить, оценить и проанализировать информацию,
- решительно начинать действовать, не затягивая период обдумывания,
- быстро ориентироваться в условиях недостаточности информации, неопределённости и риска,
- распределять приоритеты и ресурсы, то есть реализовать режим многозадачности,
- грамотно и чётко ставить задачи подчинённым, чтобы сотрудники осознавали значение и сущность задачи,
- оптимизировать рабочие процессы, избавляя себя и подчинённых от излишних рутинных задач.
Развитие навыков руководителя
На начальном этапе руководитель может набирать управленческую квалификацию просто путём получения опыта руководства. Однако после определённого момента, в среднем после 3-5 лет, руководитель упирается в личный потолок. Он сталкивается с необходимостью применения других методов повышения уровня компетенций. Если человек планирует для себя двигаться по карьерной лестнице дальше, увеличивать доход, ему требуется механизм получения новых знаний, навыков, инструментов и технологий.
Эволюционным шагом на этом пути может стать специализированное обучение. Важно выбрать серьёзную бизнес-школу, имеющую портфель отзывов выпускников, добившихся успеха. Многие бизнес-тренеры обещают прорыв после прослушивания нескольких лекций, запрашивают за эти лекции солидные суммы, однако по факту выдают только набор общеизвестных принципов.
Ни один руководитель, да и любой человек, не в состоянии разбираться во всем и обладать всеми возможными существующими положительными качествами управленца. Необходимо выделять основные качества, самые нужные для эффективного управления, навыки. Остальные можно найти в удачно созданной команде подчиненных специалистов.