Общая характеристика кросскультурного менеджмента
Кросскультурный менеджмент – это элемент системы управления персоналом, предназначенный для адаптации технологий к эффективному использованию в условиях разнообразия культур и предотвращения межкультурных конфликтов.
Сам термин «кросскультурный» часто используют как синоним «межкультурному». Было бы точнее разграничить их: в то время как «межкультурный» относится к взаимодействию двух культур, «кросскультурный» – к переплетению большого количества культур и анализу их взаимодействия в совокупности.
Реализация крупных проектов и вообще ведение бизнеса в условиях разнообразия языков и культур – трудоемкий и сложный процесс, требующий особого подхода. Управленцы должны не только хорошо знать языки, но и быть знакомы с национальными обычаями и культурами.
По мере распространения корпораций на разные страны, интернационализации и глобализации увеличивается разнообразие культур и практик ведения деятельности, что делает более значимым кросскультурный менеджмент как инструмент принятия эффективных решений, учитывающий различия и особенности культур.
Культурные особенности в контексте управления персоналом выступают в качестве резерва организационного развития. Объективно это приводит к необходимости рассмотрения проблематики как на прикладном, так и на теоретическом уровне.
Этапы развития кросскультурного менеджмента
Развитие кросскультурного менеджмента можно разделить на три этапа:
- Исследование проблем на транснациональном, глобальном уровне в связи с расширением проникновения на внешние рынки крупных национальных корпораций. Главный объект исследования на этом этапе – культурные модели отдельных стран, сформировавшиеся на протяжении многих поколений. Невозможно изменить такие системы ценностей, не нанеся ущерб национальной культуре, поэтому исследования не ориентировались на разработку технологий сглаживания культурной специфики.
- Разработка теорий и типологий корпоративных культур в условиях международного разделения труда. Исследователи выявили, что национальные культуры оказывают сильное влияние на типы организационного поведения и формы хозяйствования. Был сделан вывод, что изменять корпоративные культуры (для повышения эффективности экономической деятельности) можно только в контексте изучения особенностей национального менталитета, культуры, обычаев и языка;
- Исследования культурного разнообразия и взаимодействия между культурами, трансформация традиционных концепций управления в принципиально новые подходы, учитывающие международные различия. Это было обусловлено эскалацией межнациональных конфликтов, распространением ксенофобии и расовой нетерпимости.
Современная концепция международного менеджмента исходит из того, что культура представляет собой организационный ресурс, а культурные различия – форму организационного знания, которая побуждает решать межнациональные культурные проблемы. Зная культурные особенности разных наций, можно объяснить то или иное поведение отдельных людей, а следовательно, найти решение, чтобы преодолеть непонимание между сторонами, вызванное особенностями культуры.
Проблематика кросскультурного менеджмента
Проблемы, с которыми сталкивается кросскультурный менеджмент, можно разделить на две большие категории:
- трудности персонала, длительно пребывающего в командировках за рубежом, работающего по трудовым соглашениям за границей и т. д. К этой группе относятся языковые барьеры, сложности понимания стандартов и принципов поведения в стране пребывания, трудности адаптации к жизни в другом государстве и т.д.;
- сложности построения стратегии для компании, которая открывает в других странах (обладающих другой культурой) филиалы и представительства и не учитывает особенности национального менталитета, что влечет экономические потери.
Кросскультурный менеджмент, будучи важным направлением науки управления персоналом, позволяет решить обозначенные проблемы на микро- и макроуровне на основе:
- управления культурным многообразием, различиями в системах ценностей и деловых культурах, традициях, обычаях;
- определения факторов возникновения межкультурных конфликтов, их нейтрализации или предотвращения;
- разработки методологии управления коллективами работников, имеющих разные культуры, и бизнесом, функционирующим на стыке взаимодействия разных культур;
- формирования и развития компетенций менеджеров, позволяющих повысить эффективность организации в условиях глобализации;
- разработки кросскультурных технологий.
Методы обучения кросскультурному менеджменту
Запросы со стороны бизнеса на обучение кросскультурному менеджменту могут быть удовлетворены тремя основными методами:
- кросскультурное просвещение предполагает, что знания приобретаются через изучение литературы, просмотр фильмов и прослушивание лекций. Это метод в определенной мере позволяет подготовиться, смягчить возникающий в реальных условиях культурный шок, но не способен в целом решить проблему;
- кросскультурное ориентирование предусматривает использование культурных ассимиляторов – заранее подготовленных образцов поведения, включающих описание ситуаций взаимодействия персонажей, принадлежащих разным культурам. Каждая ситуация сопровождается интерпретациями, из которых предлагается выбрать правильную;
- кросскультурный тренинг представляет собой активное развивающее обучение. Этот метод хорошо адаптируется к бизнес-целям и позволяет сформировать практические навыки, необходимые для межкультурного взаимодействия, минимизировать негативные последствия культурного шока.
Все перечисленные методы имеют прикладной характер, но строятся на теоретико-методологическом обеспечении.