Формирование лояльности персонала как основа корпоративного поведения
Корпоративные медиа (СМИ) как инструмент управления персоналом - это способ воздействия на сотрудников через внутренние коммуникации.
В современных компаниях внимание уделяется не только выстраиванию внешних коммуникаций, но и внутренним коммуникациям как инструменту управления персоналом. Руководители понимают, что сотрудники являются ключевой частью активов. В условиях жесткой конкурентной борьбы и кризисов именно лояльность персонала становятся основой безопасности организации, предпосылкой ее устойчивого развития.
Хотя многие исследователи занимались вопросами корпоративной культуры и ее воздействия на лояльность персонала, в российской практике слабо применяются коммуникационные инструменты.
Лояльность персонала - это чувство преданности, положительное отношение к организации.
Высокий уровень лояльности персонала обеспечивает желание прикладывать усилия к достижению компанией успеха, соответствовать корпоративным ценностям и нормам. В кризисные периоды особенно ценно наличие лояльного персонала, готового проявлять инициативу, с пониманием относиться к временным трудностям, действовать в интересах организации, в том числе, не разглашать секреты фирмы.
Лояльность может быть рассмотрена как психологическая связь между организацией и ее сотрудниками, при высоком уровне которой вероятность выхода из организации на добровольных основаниях минимальна. В рамках этой концепции выделяют следующие компоненты лояльности:
- аффективная лояльность, предусматривающая идентификацию и вовлеченность, эмоциональную привязанность. Другими словами, сотрудники, обладающие этой лояльностью, работают в организации, поскольку им это нравится,
- продолженная лояльность, базирующаяся на понимании сотрудником негативных факторов увольнения. Сотрудники продолжают работать в организации из-за выгоды,
- нормативная лояльность, основанная на чувстве долга.
Перечисленные компоненты определяют лояльность как часть корпоративного поведения, его основу, фундамент. Люди могут решать поставленные перед ними корпоративные задачи только в случае соблюдения норм коллективного поведения. Итак, лояльность - это сердцевина корпоративного поведения, сильно влияющая на формирование корпоративной культуры.
Корпоративные медиа как элемент коммуникации
Перед тем, как описывать способы формирования лояльности с применением корпоративных медиа, целесообразно охарактеризовать рынок корпоративных СМИ, провести их классификацию. Все корпоративные издания можно разделить на три категории в зависимости от их целей и задач:
- внешние,
- внутренние,
- смешанные.
Отраслевые издания оказывают позитивное влияние на имидж профессиональной области, способствуют лоббированию интересов компании. Смешанные медиа предназначены для продвижения товаров или услуг. Внутрикорпоративные СМИ позволяют решить управленческие задачи и сформировать лояльность сотрудников.
Программа формирования лояльности индивидуальна для различных компаний, как и другие аспекты корпоративной культуры. Но это не значит, что при составлении такой программы нельзя применять проверенные известные инструменты, широко используемые специалистами.
Необходимо отметить, насколько значима регулярная коммуникация. Для повышения уровня доверия в отношениях между организацией и персоналом важно, чтобы руководители или их доверенные лица своевременно сообщали работникам как хорошие, так и плохие новости. Кроме того, хорошо зарекомендовали себя персонифицированные коммуникации, то есть сообщения с личным характером, а не просто безличные заявления.
Для повышения лояльности крайне важна обратная связь. Именно обратная связь обеспечивает своевременное и безошибочное выявление недостатков реализуемой программы, информирование о не учтенных ранее проблемах. Обратная связь является способом выражения мнения, создающим у сотрудников ощущение причастности, значимости. При этом должен соблюдаться приоритет внутренних коммуникаций над внешними. Если персонал узнает об изменениях в компании-работодателе не из первых рук, а из внешних источников, это крайне негативно влияет на отношения.
Для информационного взаимодействия с сотрудниками чаще всего используют корпоративную прессу. Однако развитие информационно-коммуникационных технологий привело к освоению корпоративными СМИ новых каналов. Все больше востребованности проявляется для интранета - внутренней частной сети, ограниченной виртуальным пространством организации. Не менее эффективны теле- и радиоканалы. Например, по радиосвязи можно транслировать новости организации, передавать объявления и срочные сообщения. Благодаря регулярным видеоконференциям сокращается дистанция между руководителями и рядовыми сотрудниками, достигается персонификация информации.
Корпоративные медиа в целом выполняют следующие функции:
- информирование,
- преодоление и предупреждение кризисных ситуаций,
- объединение,
- усиление вовлеченности персонала.
Если руководство игнорирует перечисленные задачи, эффективность медиа как инструмента управления персоналом снижается. Если же обязательные компоненты корпоративных СМИ получают должное внимание, функции выполняются качественно.
Необходимо досконально продумать контент корпоративных медиа и обеспечить быстрый и легкий доступ к информации в любое время посредством рубрикации. Тематическое наполнение и рубрикация имеет индивидуальный характер, зависит от задач СМИ и запросов компании. Внимание следует уделять тому, что больше всего волнует персонал и о чем меньше всего информации.
Важно жестко придерживаться регулярности выхода или обновления корпоративных медиа и не срывать сроки, т.к. это негативно сказывается на их имидже, а следовательно, и компании. Не менее важно соблюдать фирменный стиль, символику. Логотип компании необходим для любого корпоративного медиа, т. к. он служит опознавательным знаком для сотрудников.