Общая характеристика этики деловых отношений в управлении персоналом
Этика деловых отношений в управлении персоналом - это совокупность норм и принципов, которыми должны руководствоваться организации и их члены в сфере кадрового управления.
В составе деловой этики можно выделить явления разных порядков:
- моральные принципы членов организации, или профессиональную мораль,
- этическую оценку внешней и внутренней политики организации,
- моральный климат, сформировавшийся в организации,
- нормы делового этикета, которые представляют собой ритуализированные нормы внешнего поведения.
Не случайно употребляются разные термины: этика, мораль, нравственность. Эти три термина имеют близкие, но всё же отличающиеся смыслы. Обычно моральные аспекты представляются во внутренней оценке личности, а этические - в социальных взаимодействиях. Но во всех случаях речь идёт о разграничении зла и добра, несправедливости и справедливости.
Особенно пристальное внимание вопросам деловой этики уделяют в США. Обязательный курс этики входит в программу не только философских факультетов, но и различных бизнес-школ. В крупных компаниях проводят курсы этики для сотрудников. У многих компаний есть корпоративные этические кодексы, в которых в письменном виде фиксируются этические принципы, ответственность администрации и сотрудников по отношению друг к другу, правила поведения. К сожалению, нередко издание этического кодекса является просто формальной уступкой общественному мнению, оно не приводит к реальному решению этических проблем. Однако из-за внимания общественности руководство всё же вынуждено проводить этический анализ деятельности компании. Предпринимаются попытки трансформации этических аспектов деятельности из неуловимого и не поддающегося контролю фактора в планируемый и контролируемый порядок.
В настоящее время определение уровня морального развития отдельно взятых личностей и организации в общем базируется на универсальных принципах справедливости, сформировавшихся в XX веке:
- равенстве прав человека,
- уважении достоинства человека как индивидуальное личности,
- благоговении перед жизнью.
Можно сверять цели деятельности компании по шести направлениям:
- внешние пределы, предполагающие уяснение проблемы биофизического предела существования человека на планете, гармонизацию отношений между человеком и природой,
- внутренние пределы, предусматривающие исследование психологических и физических возможностей людей,
- сохранение и защита культурных особенностей наций и народов,
- мировое сообщество, предусматривающее выявление возможностей для постепенного преобразования системы эгоцентричных государств в систему географических и функциональных центров принятия решений, скоординированных между собой,
- среда обитания и построение генерального всемирного плана человеческих поселений,
- производственная система.
Нередко корпоративный этический кодекс строится на других принципах этики, сложившихся за несколько последних столетий и накладывающих ограничения на максимальные этические требования:
- утилитаристский принцип, который предоставляет наибольшему числу людей наибольшие блага,
- индивидуалистический принцип, направленный на достижение долгосрочных интересов индивида, группы или организации.
Деловая этика в управлении персоналом как вид профессиональной этики
В основе профессиональной этики лежит понимание труда как нравственной ценности. Этот подход является противоположностью ветхозаветного представлению о труде как о проклятии, наказании. Ценности могут рассматриваться как концепция желаемого, представление о должном. Эта сфера человеческого сознания трудно поддаётся регламентации извне, сильно зависит от личных предпочтений. Люди вынуждены трудиться независимо от того, считают ли труд ценностью. Труд превращается в моральную ценность, если его воспринимают не только в качестве источника средств к существованию, но и как путь формирования человеческого достоинства.
В профессиональной сфере индивидуальная мораль также предполагает осознание профессионального долга. Чтобы достигнуть успеха в той или иной профессии, человек неизбежно должен пойти на определённые самоограничения. Эти самоограничения выражаются в выработке таких качеств, как организованность, дисциплинированность, деловитость, честность, сдержанность, упорство.
Если в категориях призвания и профессионального долга находит выражение отношение человека к делу, которым он занимается, то проблема смысла профессиональной деятельности обусловлена взаимодействием людей в обществе. В упрощённой форме её можно сформулировать как вопрос: «Для кого человек должен трудиться?». Предлагаются такие варианты ответа:
- ради себя, своего благополучия,
- на благо будущих поколений,
- для других членов общества.
Объективно в обществе всякая востребованная деятельность непременно учитывает чьи-то интересы. Само по себе указание на адресата деятельности не придает ей моральный смысл. Морально осмысленной профессиональную деятельность делает только осознание общекультурного, общечеловеческого значения поставленных целей, даже если это звучит идеалистично, абстрактно и недостижимо.
В профессиональную этику менеджера по кадрам входят все указанные категории и принципы. Содержание и форма деятельности порождает специфические особенности. Любое решение, принимаемое кадровым работникам, отягощено ответственностью за чужую судьбу. Строго говоря, такую ответственность несут представители всех профессий, для которых в качестве объекта деятельности выступает человек. Однако именно на руководителе лежит ответственность за реализацию профессиональных возможностей других сотрудников, их карьеру и общественное положение.
Этическое регулирование деятельности работников кадровых служб, как и всякая другая профессиональная этика, возникает тогда, когда представители данной профессии сталкиваются с проблемами, которые невозможно разрешить никакими другими средствами, кроме средств морали: осознание противоречия между должным и сущим, свободный моральный выбор, императивные ценностные формы — идеалы, принципы и нормы.