Уровень совершенства деятельности организации - это обобщенный показатель достижения организацией деловых результатов, а также обеспечения полноты удовлетворенности потребителей, собственных работников и общества в целом.
Уровни совершенства деятельности организации были установлены в конце 2001 года Европейским фондом управления качеством для того, чтобы признавать организации соответствующими Модели Совершенства в рамках европейского конкурса качества - Европейской премии EFQM.
На данный момент обобщенно можно выделить три уровня совершенства:
- Верхний уровень - признание в рамках конкурса на Европейскую награду за Совершенство (ЕЕА).
- Средний уровень - «Признанное Совершенство».
- Начальный уровень - «Стремление к совершенству».
Верхний уровень совершенства деятельности организации
Если деятельность организации достигла верхнего уровня совершенства, то она может претендовать на получение Европейской премии по качеству (EQA). Подобное можно утверждать в отношении только тех организаций, которые могут рассматриваться в качестве образцов для подражания на национальном или региональном уровне. Кроме того, эти организации в течение, как минимум, пяти лет должны непрерывно заниматься совершенствованием.
Соискатели Европейской премии по качеству оцениваются на основе модели делового совершенства EFQM, которая выступила образцом для подражания многих других национальных премий качества. Для того чтобы стать претендентом на получение премии, организация должна в соответствии с утвержденным графиком представить для анализа и оценки асессорами EFQM подробный документ (как правило, объемом до 75 страниц).
Нужно отметить тот факт, что квалифицированными асессорами Фонда являются опытные руководители предприятий, ученые и эксперты из разных отраслей и различных стран Европы. Размеры и сложность оцениваемой организации обуславливают конкретную численность группы асессоров, но обычно она составляет 4 человека.
Организация-соискатель должна предоставить асессорам Фонда полный доступ ко всем аспектам своей деятельности. Асессоры же, в свою очередь, должны, во-первых, дать независимую, объективную оценку информации, которая содержится в представлении, во-вторых, проверить точность оценок по всем критериям, в-третьих, представить жюри подробный отчет.
Представленные отчеты рассматриваются жюри, которое должно решить вопрос о награждении соискателей. Причем организации могут быть признаны финалистом, призером и лауреатом. В любом случае, организации, которые дошли хотя бы до получения звания финалиста Европейской премии по качеству (EQA) могут считаться ведущими, эталонными (бенчмаркетинговыми) компаниями.
Средний уровень совершенства деятельности организации
Второй (средний) уровень установлен Фондом для того, чтобы признать заслуги организаций или их структурных подразделений, которые накопили уже большой опыт по проведению самооценки деятельности посредством использования модели делового совершенства EFQM.
Почетное звание «Совершенная организация» может быть получено организацией-соискателем после ее оценки, которая проводится на основе всех 32 критериев Модели совершенства. Тем самым, устанавливаются, с одной стороны, сильные стороны организации, с другой стороны, направления деятельности организации, которые нуждаются в совершенствовании.
Соискатели звания «Совершенная организация» проходят ту же оценочную процедуру, что и соискатели Европейской премии по качеству (EQA). Однако главное отличие заключается в объеме предоставляемого документа - по установленной форме он более краток для среднего уровня, чем для верхнего.
Организации-соискатели для получения оценки должны принять у себя команду двух-пяти асессоров Фонда. Они в течение одного-трех дней анализируют организацию (ее процессы и текущее состояние), после чего составляют отчет с указанием на области ее деятельности организации, нуждающиеся в дальнейшем развитии. Кроме того, этот отчет должен содержать оценки по всем критериям Модели Совершенства.
В отличие от конкурса на получение премии, процесс рассмотрения соискания звания «Совершенная организация» строго не ограничен во времени, в связи с чем он может происходить в течение всего года.
Начальный уровень совершенства деятельности организации
Для тех организаций, которые только начали свой путь к достижению делового совершенства, установлено звание «Стремление к совершенству», которое соответствует первому (начальному) уровню совершенства деятельности. Здесь акцент делают на том, чтобы помочь организациям в оценке их текущего состояния и в определении приоритетных направлений их последующего развития.
Звание «Стремление к совершенству» присуждается в два этапа:
- первый этап заключается в самооценке организацией своей деятельности с помощью упрощенного опросного листа, составленного из девяти критериях Модели Совершенства EFQM, благодаря чему можно получить самое общее представление о состоянии организации в сопоставлении с образцовыми компаниями и определить области, в которых деятельность организации требует совершенствования;
- второй этап заключается в демонстрации организацией предпринятых ею мер по собственному совершенствованию и в представлении успешно реализованного плана мероприятий, который был разработан на основе самооценки с использованием модели делового совершенства EFQM.
Европейский фонд управления качеством выделяет опытного оценщика, который в течении одного дня посещает организацию и занимается подтверждением выполнения указанного плана. Для этого оценщик собирает необходимую информацию в результате проверки документации, проведения встреч и дискуссий с сотрудниками организации.
Если организация успешно прошла данную процедуру, то она получает право использовать соответствующий знак в коммерческих акциях. Стоит еще отметить, что все соискатели данного уровня совершенства бесплатно получают материалы, которые разъясняют использование модели делового совершенства EFQM, и описания подходов, которых ведущие организации придерживаются в этой области.