Концепция по качеству - это теоретическое построение связанных между собой взглядов на качество, которые образуют единую систему, предлагаемую для реализации в практической деятельности.
Характеристика концепции Деминга по качеству
Основоположником TQM считается американский ученый, статистик и консультант по менеджменту Уильям Эдвардс Деминг (1900-1993 гг.).
По мнению Деминга, качество представляет собой соотношение полученных результатов работы и понесенных ради них затрат. Препятствием для повышения качества являются 5 «смертельных болезней», которые способны даже постепенно уничтожить организацию:
- управление только главной линией развития;
- оценка деятельности на основе системы количественных показателей;
- акцент на быстром получении краткосрочных выгод;
- отсутствие стратегии (т. е. последовательности реализуемых целей);
- высокая текучесть кадров.
Деминг предлагал компаниям для ликвидации перечисленных «смертельных болезней» реализацию 14 универсальных принципов, которые в настоящее время воспринимаются как основа TQM. В первую очередь, руководству организации необходимо установить соответствие целей с планом повышения качества. Далее нужно обеспечить принятие на всех уровнях организации новой философии качества, которая предполагает недопустимость доставки заказчику дефектной продукции.
Деминг советовал отказаться от слишком частых инспекций и аудита качества (в частности, за счет обеспечения изначального качества работы). Поставщиков нельзя выбирать исходя только из стоимости их продукции.
Улучшение системы контроля качества требует непрерывной работы менеджеров организации по идентификации проблем. Следует ввести современные методы формального обучения, особенно для новых сотрудников, а также для менеджеров, которые должны быть хорошими лидерами.
В организации нужно создать атмосферу доверия и новаторства, которая предполагает отсутствие страха на работе. Между структурными подразделениями организации нужно устранить барьеры (прежде всего, в виде конкуренции) и установить взаимодействие.
Еще руководству следует исключить лозунги и призывы, которые не подкреплены предоставлением работникам конкретных средств и методов. Сотрудникам нужно дать возможность гордиться своим мастерством. При этом их всех необходимо направить на внесение пусть малых, но преобразований, способствующих улучшению всей организации. На производстве требуется минимизация (оптимизация) рабочих стандартов и количественных показателей.
Кроме того, Деминг усовершенствовал цикл Шухарта и способствовал его широкому распространению. Речь идет про методологию PDCA («Plan – Do – Check - Act» — «планирование – действие – проверка - корректировка», которая представляет собой алгоритм повторяющихся действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей.
Характеристика концепции Кросби по качеству
Свой вклад в теорию и практику управления качеством внес американский бизнесмен и писатель Филип Б. Кросби (1926-2001 гг.). Он является автором таких книг как «Качество бесплатно», «Качество без слез», «Искусство выбора своего светлого пути» и др.
Кросби разработал концепцию эффективной организации работы, которая называется «делай правильно с первого раза», а также теорию нулевых дефектов (zero defects, ZD). Считается, что идею данной концепции Кросби заимствовал из советской системы «бездефектного изготовления продукции», после чего дополнил ее программой конкретных шагов реализации с особым упором на стадии проектирования.
В основу программы нулевых дефектов Кросби положил следующие положения:
- основное внимание нужно уделять не обнаружению и исправлению, а предупреждению появления дефектов;
- усилия должны быть направлены на сокращение уровня дефектности в производстве;
- принятие мысли о потребности клиентов в бездефектной продукции;
- руководством организации должны быть сформулированы долгосрочные цели в области качества;
- качество работы организации признается как совокупный результат работы как производственных, так и непроизводственных подразделений;
- обеспечение качества требует проведение финансового анализа деятельности.
По мнению Кросби, организация может прийти к процветанию только при соблюдении четырех основных принципов управления качеством. В соответствии с ними качество означает соответствие требованиям, качество достигается предупреждением дефектов, стандартом качества является отсутствие дефектов, а измерителем качества - цена несоответствия.
Характеристика концепции Джурана по качеству
Еще одним заметным сторонником управления качеством был американский инженер и писатель румынского происхождения Джозеф М. Джуран (1904-2008 гг.). По поводу вопросов управления качеством он написал и опубликовал книги «Справочник по управлению качеством» и «Революция в управлении предприятием».
Д. Джуран больше всего известен благодаря разработанной им «триаде качества»:
- Планирование.
- Контроль.
- Повышение качества.
Все мероприятия должны планироваться, чтобы создать возможность контроля над их выполнением. Это, в конечном итоге, приведет к повышению качества продукции. Принципом планирования мероприятий по совершенствованию деятельности является принцип «проект за проектом». Реализация проектов приводит к «прорыву», который означает достижение более высокого уровня результатов деятельности.
Кроме того, Джуран предложил для систематической координации всех работ по качеству учредить в организации совет по качеству, который ставит цели, определяет средства их достижения, информирует и вовлекает руководство в работу по повышению качества.