TQM - это философия управления качеством, которая направляет организации на постоянное повышение качества во всех сферах деятельности за счет использования всех имеющихся в распоряжении ресурсов (прежде всего, человеческих).
Общая характеристика гуманитарной компоненты TQM
Большое влияние на решение вопросов, связанных с управлением качеством, в настоящее время оказывает философия TQM (Всеобщее управление качеством). В соответствии с ней качеством необходимо управлять на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях, всеми имеющимися в распоряжении ресурсами.
TQM следует рассматривать как систему, которая состоит из множества элементов. Так, одним из значимых элементов системы TQM на сегодняшний день является гуманитарная компонента. В данном случае речь идет про управление человеческими ресурсами.
Как показывает практика, если руководство предприятия располагает только поверхностными знаниями о человеческом факторе управления качеством и не придает ему большого значения, то это может повлечь за собой неудачи при внедрении принципов TQM. Проблемы в данном случае могут возникать при следующих обстоятельствах:
- сотрудники предприятия принимают недостаточное участие в процессе управления качеством;
- у руководства предприятия отсутствует должная приверженность принципам tqm;
- исполнители недостаточно целенаправленны, замотивированы, обучены и подготовлены.
В настоящее время человек признается самым значимым ресурсом предприятия. Следовательно, полное вовлечение человека увеличивает способность предприятия создавать ценности для заинтересованных сторон.
В связи с этим система TQM направляет высшее руководство предприятия на создание и поддержание видения и ценностей, которые бы разделялись всем персоналом. Более того, необходимо обеспечивать такую внутреннюю обстановку, которая бы позволяла людям полностью погружаться в процесс достижения поставленных целей предприятия.
Гуманитарные элементы системы TQM и результаты их внедрения
Гуманитарная компонента системы TQM преимущественно представлена практическим использованием в отношении руководителей и сотрудников предприятий следующих элементов:
- повышение профессионального мастерства;
- обучение методам решения проблемы;
- внедрение практики широкого публичного признания успехов сотрудников и их вклада в достижение общего результата;
- создание и организация деятельности рабочих групп и кружков;
- освоение видов деятельности, смежных с основной (так называемая, профессиональная переподготовка);
- изменение подходов к отбору персонала в соответствии с новыми реалиями рынка труда, текущими потребностями предприятия, новыми возможностями и технологиями;
- изменение подходов к оценке деятельности;
- предоставление сотрудникам широких возможностей для увеличения размера собственной заработной платы за счет достижения определенных результатов трудовой деятельности;
- внедрение коллективных форм поощрения.
Те компании, которые внедрили вышеперечисленные элементы системы TQM, отметили улучшения в различных аспектах своей деятельности. На первый план всегда выдвигают повышение качества продукции и процессов. Оно, в частности, стало следствием улучшения групповой работы и рабочих отношений в трудовом коллективе предприятия.
Особого внимания заслуживает повышение степени удовлетворенности: сотрудников предприятия - своей работой, клиентов предприятия - потребленной продукцией. Также повышается производительность труда и улучшаются коммуникации (как внутренние, так и внешние).
Для руководства предприятия желательно, чтобы все указанные изменения в конечном итоге привели к повышению прибыльности и расширению доли на рынке, поскольку именно это сегодня является главными целями деятельности любой коммерческой организации.
Подходы к управлению персоналом в системе TQM
В настоящее время предприятия в рамках системы TQM реализуют следующие основные подходы к управлению персоналом:
- Управленческий подход.
- Органический подход.
- Гуманистический подход.
- Корпоративный подход.
С точки зрения управленческого подхода организация является машиной, а человек - только винтиком, деталью этой машины. Следовательно, есть возможность для создания и использования оптимальных рычагов воздействия на персонал с целью увеличения результативности и эффективности организации.
В органическом подходе организация рассматривается как личность. При этом за каждым сотрудником признается наличие собственных целей и ценностей. В связи с этим управление персоналом должно осуществляться через согласование поставленных целей с учетом специфики имеющихся потребностей.
В рамках гуманистического подхода организация является культурой, а ее сотрудник - существом, которое развивается в рамках определенной культурной традиции. Отсюда следует, что при управлении персоналом нужно обращать внимание на те ценности, нормы, правила поведения, которые сотрудники придерживаются, и по возможности оказывать на них необходимое воздействие.
Корпоративный подход предполагает, что внутри каждой организации на основе накопленного опыта и установок собственников и менеджеров создается собственный свод правил управления персоналом. Тем самым, персонал управляется адекватно особенностям менеджмента организации в целом.
Таким образом, существуют четыре основных подхода к управлению персоналом в рамках системы TQM. Эти подходы отличаются друг от друга, прежде всего, позиционированием организации и ее сотрудников. Следовательно, предлагаются разные способы воздействия на персонал для обеспечения достижения поставленных целей организации (в том числе в области качества).