Контроль качества - это функция управления качеством, которая заключается в проверке полного и своевременного выполнения установленных требований.
Общая характеристика контроля качества
Управление качеством является актуальным направлением деятельности многих современных предприятий. Это связано с тем, что в последние десятилетия значительно возросло значение качества как фактора конкурентоспособности продукции и ее производителя.
Составной частью управления качеством является контроль за ним. Контролируется качество компонентов, сырья, процессов, готовых продуктов и пр. Контроль заключается в определении текущего уровня качества подконтрольного качества, в его сравнении с требуемым уровнем качества, в установлении отклонении и в принятии мер, направленных на устранение данного отклонения.
Характерной чертой контроля является его регулярность и четкая периодичность. Указанные признаки контроля осуществляются только в случае наличия и функционирования на предприятии специализированного структурного подразделения - службы технического контроля или т.п.
Процедура контроля, как правило, регламентируется документами системы менеджмента. Важным аспектом контроля является отделение и изоляция несоответствующей продукции (брака) от остальной. Если несоответствие установлено в отношении производственного процесса, т.е. дальнейшее производство должно быть приостановлено - его возобновление возможно только после устранения причин появления несоответствия.
Не всегда контроль качества проводится планово. Его внеплановое (экстренное) проведение может быть инициировано в случае выявления и фиксации на каком-либо этапе производства угрозы качеству или наличия опасности нарушений.
Результаты контроля качества в конечном итоге находят отражение на качестве готовой продукции, которая, в свою очередь, предопределяет финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (т. е. величину его прибыли). Следовательно, руководство предприятия заинтересовано в разработке требований к контролю качества, которые должны привести к максимизации результативности контрольных мероприятий.
Как показывает практика, основные требования к контролю качества заключаются в следующем:
- наличие компетентного (квалифицированного) персонала;
- наличие нормативных документов по проведению испытаний, включая отбор проб;
- наличие необходимых помещений, оборудования, расходных материалов.
Сущность требований к контролю качества
Результативность контроля качества, в первую очередь, зависит от компетентности (квалификации) персонала, уполномоченного на проведения контроля на предприятии. В связи с этим претендентам на замещение вакансии сотрудника службы технического контроля необходимо удовлетворять ряду требований.
В частности, контроллеры и проверяющие должны обладать общими знаниями и навыками в следующих областях:
- принципы, процедуры и методы контроля качества, знание которых обеспечивает последовательное и методически грамотное проведение контрольных мероприятий (планирование и организация работы, сбор и проверка информации, подготовка отчетов и заключений и др.).
- система менеджмента и ссылочные документы, которые позволят понять область контроля качества и использовать его критерии (стандарты, приоритеты, информационные системы, механизм функционирования системы и пр.);
- принципы функционирования предприятия, знание которых позволит прояснить специфику соблюдения некоторых требований (его размер, структура, функции, бизнес-процессы, культурные и социальные обычаи и др.);
- применяемые законы, нормы и другие требования, относящиеся к отрасли, благодаря чему к проверяющим приходит понимание установленных требований, и они начинают работать в их пределах (например, международные соглашения, местные законы, договоры, контракты и пр.).
Кроме того, уполномоченный персонал должен иметь завершенное образование, практический опыт (в том числе опыт проведения контроля качества) и документ, подтверждающий пройденное обучение контролю.
Испытания и другие контрольные мероприятия в рамках контроля качества должны проводиться на основе положений нормативных документов предприятия. Речь идет про стандарты, технические условия, положения, инструкции и другие локальные акты.
Документами предприятия в области контроля качества необходимо установить перечень контрольных мероприятий, периодичность их проведения, конкретных исполнителей, контролируемые показатели и их нормативные значения.
Для проведения мероприятий по контролю качества зачастую требуется выделение специальных помещений. В них предполагается проведение испытаний, измерения, иного изучения контролируемых объектов. Следовательно, для получения объективных результатов контроля и предотвращения помех контрольной деятельности помещения должны отвечать определенным требованиям.
В частности, в помещении должны поддерживаться на определенном уровне температура и влажность воздуха. Необходимо обеспечить надлежащий уровень освещения. В некоторых случаях нужно выполнить стены с изоляцией тепла и звука, а также двойной вход (в частности, для лабораторий).
Помещения должны быть оснащены различным контрольным, испытательным, измерительным оборудованием. Оно должно быть надежным, долговечным, рациональным в плане расхода энергии, желательно неразрушающим в отношении проверяемых образцов, объективным с точки зрения результатов контроля, удобным в эксплуатации.
Качество проверяется путем проведения мероприятий, в рамках которых потребляется некий расходный материал. Речь идет про различные одноразовые изделия, вещества в жидкой форме и форме порошка и иные материалы, с помощью которых проверяется качество контролируемого объекта. Расходные материалы должны находится на предприятии в достаточном количестве и при этом быть не слишком затратными.