Несоответствующая продукция - это товары, работы, услуги, которые не соответствуют требованиям, установленным изготовителем, потребителями, государственными органами и пр.
Понятие несоответствующей продукции и ее идентификация
Предприятия, занимаясь выпуском продукции (производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг), должны принимать меры для того, чтобы она в конечном итоге оказалась соответствующей. Речь идет про соответствие продукции (ее функциональных свойств, внешнего вида, себестоимости и других параметров) установленным требованиям государства, заказчика (потребителя), руководства предприятия и т. д.
Факт соответствия или несоответствия продукции установленным требованиям удостоверяет специальное структурное подразделение предприятие - служба контроля качества. В сферу ее ответственности входит немедленная идентификация единиц или партий продукции, в отношении которой возникли подозрения о несоответствии. Появление на производстве таких единиц или партий продукции должно быть отражено записями в соответствующих документах.
Для выявления всего пути несоответствующей продукции процедуры идентификации должны включать следующие действия:
- Установить время и место возникновения несоответствия.
- Установить местонахождение всей несоответствующей продукции.
- Отозвать, изолировать и учесть несоответствующую продукцию.
- Оперативно провести систематический анализ причин несоответствий.
- Разработать корректирующие действия (т. е. действия, направленные на устранение несоответствий).
Несоответствующая продукция должна быть изучена уполномоченными специалистами. В результате данного изучения определяются возможность приемки этой продукции и целесообразность ее ремонта или отбраковки.
С целью предупреждения использования несоответствующей продукции нужно максимально быстро принять соответствующие меры. Например, в этом случае следует провести обследование другой продукции, которая производится в соответствии с теми же процедурами, что и несоответствующая продукция.
Сущность корректирующих и предупреждающих действий
Работа предприятия с несоответствующей продукцией в основном сводится к совершению действий двух видов. Во-первых, совершают корректирующие действия, которые призваны обеспечить своевременное устранение причин выявленных несоответствий. Во-вторых, совершают предупреждающие действия, которые призваны предотвратить возникновение в будущем причин потенциальных несоответствий.
Для того чтобы совершить корректирующие действия, сначала нужно выявить существование проблем качества. Подобное выявление может быть выполнено благодаря аудиторским проверкам, проверкам со стороны руководства, жалобам (рекламациям) потребителей, отчетам о состоянии технологических процессов, информации об эксплуатации продукции и др.
Совершение предупреждающих действий по сути требует использование тех же источников информации, поскольку они могут сообщить о потенциальных, но еще нереализованных причинах несоответствий. Далее дается оценка рискам их возникновения (т. е. определяется вероятность наступления и масштаб его последствий). Полученная информация сравнивается с данными о затратах, которые потребует совершение предупреждающих действий, на основании чего принимается соответствующее решение.
На предприятии от различных подразделений нужно назначить должностных лиц, ответственных за координацию, регистрацию и контроль корректирующих и предупреждающих действий, которые относятся ко всем аспектам качества. В то же время на уровне высшего руководства предприятия должен быть назначен менеджер, ответственный за управление работой по исправлению и предупреждению несоответствующей продукции.
Предупреждение выпуска несоответствующей продукции
Важным отправным моментом для начала работы по предупреждению выпуска несоответствующей продукции и улучшению качества является регистрация и анализ данных о качестве. Эти данные могут содержаться в протоколах технического контроля и квалификационных испытаний, в актах проверки качества материалов, в поверочных данных, в отчетах об оценке качества, о затратах на качество, об обследованиях и др.
Данные о качестве после регистрации подлежат хранению в товарном виде в течение установленного периода времени. Это нужно делать для того, чтобы при необходимости (точнее - при появлении несоответствующей продукции) можно было быстро получить требуемую информацию и изучить ее в рамках анализа качества.
Обнаружение потенциальных и существующих причин несоответствия продукции установленным требованиям связано с детальным анализом технических параметров продукции, с изучением всех процессов и операций по разработке, изготовлению и реализации продукции, с переговорами с осведомленными лицами (партнерами, экспертами, потребителями и др.).
Несоответствующая продукция, как правило, подлежит утилизации. Если решения об утилизации несоответствующей продукции не принято, то она подлежит отправке в специально отведенное место для временного хранения. За это время, в частности, могут быть проведены дополнительные исследования, которые могут дополнить картину о причинах несоответствия.
Таким образом, с точки зрения управления качеством важным направлением деятельности предприятия является предупреждение выпуска несоответствующей продукции. Данная работа проводится как целенаправленно (путем совершения предупреждающих действий), так и самопроизвольно - в результате совершения других (в частности, корректирующих) действий, накопления соответствующего опыта и снижения вероятности возникновения несоответствия в будущем.