Концепция комплексного управления качеством Фейгенбаума - это целостная совокупность теоретических принципов и приемов всеобщего управления качеством, которое развертывается на всех этапах жизненного цикла.
Основные сведения о концепции Фейгенбаума
Большой вклад в разработку теории менеджмента качества внес американский бизнесмен Арман В. Фейгенбаум (1920 - 2014 гг.). Он получил известность в основном как эксперт по контролю качества, автор концепции комплексного управления качеством, академик и бывший президент Американского общества по качеству (ASQ) (1961 - 1963 гг.).
Концепция комплексного управления качеством была сформулирована Фейгенбаума в 1950-х годах, когда он занимал должность директора по производственным операциям в General Electric. И уже в следующем десятилетии данная концепция стала новой философией в области управления предприятием.
Главная идея концепции Фейгенбаума состоит в том, что характерной чертой управления качеством является всеохватность. Это означает, что управление качеством должно проникать во все процессы производства продукции и иметь место на всех уровнях управления в предприятии при выполнении технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий.
Условием высокой эффективности комплексного управления качеством является его проектирование и реализация на ранних стадиях изготовления продукции. Предприятиям рекомендуется разрабатывать и утверждать стандарты, которые бы содержали требования к выполнению работ при комплексном управлении.
Кроме того, согласно положениям рассматриваемой концепции, необходимо осуществлять планирование качества и вести строгий учет затрат на качество. Фейгенбаум называл комплексное управление качеством особым стилем руководства, который порождает новую культуру управления предприятием. С его помощью мог быть решен вопрос качества продукции и ее стоимости в зависимости от выгоды потребителей, производителей и дистрибьюторов.
Основанием концепции комплексного управления качеством Фейгенбаума является контроль качества. Он рассматривается как вмешательство во все фазы производственного процесса — от требований потребителя, через проектирование, производство узлов и деталей, сборку, до доставки готового продукта потребителю.
А. Фейгенбаум еще придерживался мнения, что высшему руководству организации в первоочередном порядке нужно отдавать приоритет обеспечению качества, что является одной из самых важных задач в управлении. Он считал, что качество — это «образ мышления» и важнейшие требование. Качество нужно оценивать не только при подведении окончательных итогов производства продукции, но и при осуществлении каждой стадии ее изготовления.
Фейгенбаум также выступал за переоценку концепции эффективности. По его мнению, нужно измерять не общее количество выпущенной продукции, а количество высококачественной и удачно реализованной на рынке продукции на единицу затраченных ресурсов. Если провести переоценку в соответствии с предложенным подходом, то окажется, что действительная эффективность предприятий ниже на 30 %. Данный подход получил название «определение/расчет эффективной производительности».
Развитие концепции комплексного управления качеством Фейгенбаума в западных странах привело к некоторому снижению внимания к статистическим методам. Более того, она способствовала широкому распространению принципов непрерывного совершенствования, которое стало основой современного менеджмента качества.
«Смертные грехи» в подходах к качеству
Видное место в концепции комплексного управления качеством Фейгенбаума занимают четыре «смертных греха», которые нужно постоянно держать в голове для результативной реализации программ в области качества:
- Первый грех - это поощрение программ, в основу которых положены «провозглашение лозунгов» и поверхностные изменения.
- Второй грех - это выбор программ, которые направлены, прежде всего, на работников (так называемых, «синих воротничков»), но не учитывают большое значение инженерных служб (т. е. «белых воротничков»).
- Третий грех — это отсутствие готовности признать, что не существует постоянного уровня качества - он должен постоянно расти.
- Четвертый грех — это заблуждение относительно автоматизации, которая на самом деле не способствует повышению качества (как ошибочно многие считают).
Пирамида Фейгенбаума
Концепцию Фейгенбаума зачастую представляют в виде пирамиды, которая состоит из следующих уровней:
- вершина пирамиды - комплексный контроль качества;
- второй уровень - контроль новых проектов, материалов на входе, процессов производства, изделий, а также анализ производственных процессов;
- третий уровень - разработка технологии контроля качества и системы сбора информации о качестве, а также обратная связь и контроль качества;
- четвертый уровень — организация системы обеспечения качества, испытание прототипов продукции (установление степени ее надежности), изучение эффективности применения методов контроля, анализ затрат организации на качество;
- основание пирамиды - выбор методов контроля, оценка поставщика, планирование приемки материалов и оборудования, контроль измерительных приборов, оптимизация стоимости качества.
Таким образом, Арман В. Фейгенбаум разработал концепцию комплексного управления качеством, которая в настоящее время выступает как значительная часть фундамента всей теории и практики менеджмента качества. Положения данной концепции до сих пор пользуются большой популярностью у руководителей многих организаций, где внедрена и функционирует система менеджмента качества.