Коллективная работа в командах - это форма осуществления совместной деятельности персонала организации, нацеленной на достижение общих целей и решение общих задач, в том числе, в области качества.
Значение коллективной работы в командах
Эффективная коллективная работа в командах является основой деятельности в системе менеджмента качества, в том числе по улучшению качества. Она заключается в постоянном и устойчивом сотрудничестве между работниками организации, которое выступает как двигатель (локомотив) системы менеджмента качества.
Коллективная работа персонала организаций в командах может проводиться в различных вариантах и в разных стилях. Однако чаще всего выделяют два крайних случая. Это - японский стиль работы в командах, ориентированный на непрерывное поэтапное и постепенное улучшение процессов, и западноевропейский / американский стиль работы в командах, ориентированный на реализацию проектов прорыва.
Японский стиль коллективной работы в командах
Японский стиль коллективной работы в командах заключается в создании такой организационной единицы как кружок качества. Он представляет собой группу работников, которые выполняют одну и ту же работу и собираются для обсуждения проблем качества. Причем подобное собрание должно проводиться на основе принципов добровольности и регулярности, в обычное рабочее время, под руководством своего менеджера.
Целью проведения встреч в виде кружков качества является выявление, анализ и решение проблем, которые относятся к работе участников собрания. На этой основе затем разрабатывают рекомендации по вопросам улучшения качества, которые затем передаются высшему руководству и менеджерам организации.
Особенностью работы кружков качества является выдвижение большого количества рационализаторских предложений. Речь идет про новшество, которое в течение долгого времени применяется на другом предприятии, но в данной организации его еще не пробовали реализовать (т. е. это новшество не должно быть изобретением, обладающим мировой новизной). Рационализаторское предложение скорее всего по своей сути будет представлять маленький шаг вперед, но его использование способности привнести улучшения в работу конкретного подразделения организации.
Японский стиль работы в кружках качества также известен как тактика мелких улучшений (шагов) - кайдзэн. При мелких улучшениях (на уровне рационализаторских предложений) эффект отдельного шага достаточно мал, однако в случае реализации большой серии подобных повсеместных и постоянных улучшений приводит организацию к достижению больших результатов в повышении качества.
Характерными чертами системы улучшения кайдзэн принято считать следующие аспекты:
- потребность в больших усилиях людей и в то же время незначительных инвестиций;
- вовлечение всех сотрудников организации в систему улучшения;
- необходимость совершения большого количества мелких шагов;
- выполнение системы улучшений как философский подход, который соответствует концепции Всеобщего управления качеством.
Таким образом, японский стиль коллективной работы в командах, называемых кружками качества, ориентирован на реализацию проектов непрерывного поэтапного и постепенного улучшения процессов, которые уже действуют в организации.
Западноевропейский и американский стиль коллективной работы в командах
Западноевропейский и американский стиль коллективной командной работы заключается в организации совместной деятельности высококвалифицированных специалистов, которые образуют группы, называемые межфункциональными командами по улучшению качества. Организация работы этих команд направлена на реализацию проектов прорыва, которые приводят к радикальному пересмотру и изменению имеющихся процессов или к их замене новыми.
Признаками межфункциональных команд по улучшению качества являются:
- создание для решения конкретной проблемы;
- формирование из специалистов разных структурных подразделений организации, которые обладают знаниями в различных областях (например, экономист, дизайнер, технолог, конструктор, программист, статистик, менеджер и др.);
- роспуск после решения проблемы.
Как показывает практика, для того, чтобы работа в межфункциональной команде по улучшению качества достигла успеха, необходимо обеспечение ряда ключевых факторов. Такими, в частности, являются правильные подбор команды и назначение лидера, правильная формулировка задач для команды, правильный стиль работы, обеспечение согласия в команде, динамичность команды, оценивание результатов работы.
Многие специалисты называют западноевропейский и американский стиль работы в команде тактикой крупных шагов кайре. Она направлена на достижение крупных улучшений качества на уровне изобретений, которые обладают элементами мировой новизны, или даже на уровне открытий (например, переход от электронных ламп к полупроводникам, а затем — к интегральным схемам).
Система улучшений кайре не требуется больших усилий людей. Однако ее функционирование вряд ли будет успешным без значительных инвестиций. В данную систему улучшения обычно вовлечены только несколько специалистов, которые используют лишь ограниченное количество технологий.
Формирование и функционирование межфункциональных команд по улучшению качества в большинстве случаев приводило к преодолению барьеров между структурными подразделениями одной организации. Это находило свое отражение в интеграции знаний, опыта и творческих способностей специалистов всех служб организации.
Таким образом, для достижения организацией целей в области качества большое значение имеет коллективная работа в командах, которая, как показывает мировой опыт, может быть направлена на реализацию проектов прорыва (как в Америке и Европе) или постепенное улучшение качества (как в Японии).