Менеджмент - это совокупность методов, форм и средств управления деятельностью организации, которая позволяет вести ее наиболее эффективно.
Функциональная характеристика состояния менеджмента качества
Задача достижения высокого уровня качества продукции или процессов решается в результате оказания соответствующего управленческого воздействия на объекты, которые должны соответствовать определенным требованиям и условиям окружающей их среды. Совокупность практик подобного воздействия принято называть менеджментом.
Следовательно, качество во многом определяется тем, какой менеджмент ведется в его отношении. Для того чтобы охарактеризовать текущее состояние менеджмента качества в организации, применяется множество различных приемов и методов оценки. Так, российским менеджером Дмитрием Масловым и британскими профессорами Полом Ватсоном и Николасом Чилиши была разработана функциональная модель оценки менеджмента.
Данная модель направлена на оценку пяти главных функций управления: планирование, прогнозирование, организация, контроль, координация. Причем формируемая ими структура управления определяет коммуникацию, т.е. характер взаимосвязей в организации.
Каждая функция оценивается экспертам по определенным критериям. Совокупность отдельных оценок формирует общую оценку текущего состояния менеджмента качества в организации, которая определяет уровень развития системы управления качеством.
В зависимости от того, какой балл набран оцененной системой управления качеством в организации, определяется уровень развития (зрелости) менеджмента, т.е. его состоянию дается конкретная характеристика.
Как правило, выделяют пять уровней развития менеджмента качества в организации, в соответствии с которыми можно соответствующим образом охарактеризовать состояние менеджмента:
- Первый уровень - менеджмент характеризуется бессистемным ведением управления, отсутствием определенных целей (они слишком расплывчаты), дальнейшее развитие организации требует масштабного пересмотра принципов ведения бизнеса.
- Второй уровень - система менеджмента характеризуется наличием потенциала для ее развития, но эти возможности слабо реализуются, в связи с чем от руководства организации требуется проявление инициативы, отчетливое определение целей и разработка стратегии развития системы менеджмента на основе качества.
- Третий уровень - система менеджмента в организации характеризуется как сформированная, но в дальнейшем необходимо сосредоточить усилия на оптимизации бизнес-процесса и на улучшении качества на каждом его этапе с учетом значимости потребителя и персонала.
- Четвертый уровень - менеджмент характеризуется тем, что совершенствование его качества ведется постоянно и по большинству направлений, что, впрочем, не исключает необходимость поддержки динамики улучшений и начала преобразований оставшихся проблемных областей (в том числе, с использованием бенчмаркинга).
- Пятый уровень - менеджмент характеризуется достижением максимальных результатов по всем направлениям управленческой деятельности, что дает основания для признания системы менеджмента эталонной системой.
Основные принципы современного менеджмента качества
Теория и практика современного менеджмента говорят о том, что успеха могут достичь только те организации, которые при осуществлении управленческой деятельности придерживаются определенных принципов, которые соответствующим образом сказываются на состоянии менеджмента и на его характеристике.
Так, обязательным условием успешного менеджмента качества считается ответственность, которую должны ощущать и нести как высшее руководство организации, так и ее рядовые сотрудники. Ответственный подход к выполнению возложенных должностных функций способствует сокращению ошибок и дефектов, которые могут быть допущены при производстве продукции.
Повышение качества трудовой деятельности требует максимального раскрытия способностей сотрудников. Для этого в организации должны быть сформированы благоприятные корпоративная культура и атмосфера, характеризующиеся отсутствием конфликтов, психологической совместимостью сотрудников и комфортной обстановкой в коллективе.
К подобному состоянию могут привести такие управленческие методы, как проявление лояльного отношения к сотрудникам, привлечение их к участию в решении общих проблем организации, непосредственное участие руководства в работе групп, предоставление всем сотрудникам возможности высказаться и быть услышанным и т. п.
Большое значение также придется техническому оснащению системы менеджмента качества. В зависимости от того, как техника распределена и функционально используется, определяется результативность функционирования организации, ее информационное обеспечение и т. д. Особенно это касается промышленных предприятий и организаций, которые активно используют передовые информационно-телекоммуникационные технологии.
Общие параметры характеристики состояния менеджмента
Менеджмент качества является частным случаем общего менеджмента. Поэтому для характеристики его состояния также могут быть использованы следующие общераспространенные аспекты построения системы менеджмента:
- степень централизации менеджмента (т. е. возможности для проявления сотрудниками инициативы);
- структура системы менеджмента (подчиненность, коммуникации, координация действий и т. п.);
- отношение руководства организации к рядовым сотрудникам (сотрудничество, доверие и т. п.);
- отношение персонала к ценностям и целям организации (ощущение сотрудниками себя как части организации);
- принятая в организации система поощрений и наказаний;
- отношение к конфликтам (в том числе принятая степень открытости во взглядах);
- допустимость риска (готовность к поиску новых решений, к преобразованиям и т. п.).