Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стратегический менеджмент в банке

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Банковское дело / Стратегический менеджмент в банке
Определение 1

Стратегический менеджмент в коммерческом банке – это управленческий процесс определения и достижения долгосрочных целей банка с учётом имеющихся у него ресурсов и возможностей при соблюдении требований законодательства.

Общие сведения о стратегическом менеджменте в коммерческом банке

Любой коммерческий банк, функционируя в рамках рыночных отношений, стремится выиграть конкурентную борьбу за клиентов и отдельные сегменты рынка. В связи с этим особое значение в банковской деятельности приобретает наличие ориентира, концептуальной основы для принятия ключевых решений. В этой роли чаще всего выступает стратегия развития коммерческого банка и стратегический менеджмент в нём.

Стратегический менеджмент охватывает вопросы, которые касаются множество сфер и объектов деятельности коммерческого банка. Прежде всего, речь идёт о новых рынках, банковских услугах и продуктах, о доходности и профиле рисков для банка, о его организационной структуре. Таким образом, стратегический менеджмент можно назвать стержневым элементом всей системы банковского менеджмента.

Конечной целью стратегического менеджмента в коммерческом банке, как правило, выступает увеличение прибыли и рыночной стоимости кредитной организации. Ради её достижения банку необходимо обеспечить рост доли завоёванного рынка, внедрение и развитие новых направлений деятельности и продуктов банка.

Характеристика организационных этапов стратегического менеджмента в банке

Осуществление стратегического менеджмента заключается в реализации положений стратегии развития коммерческого банка и воплощения в жизнь плана мероприятий по её реализации. Кроме того, стратегический менеджмент представляет собой структурированную систему организационных этапов, каждый из которых направлен на повышение эффективности банковской деятельности:

  1. стратегический ситуационный анализ - диагностика нынешнего положения коммерческого банка как изнутри (финансовое состояние, организационная структура, квалификация персонала и т.д.), так и снаружи (конкуренты, клиенты, государственное регулирование и т.д.);
  2. определение стратегического видения – разработка высшим руководством коммерческого банка долгосрочных базовых ценностей организации, которые представлены характеристикой отношений банка с представителями внешней среды, стилем руководства, этическими принципами, нормами поведения сотрудников и т.д.;
  3. формулировка миссии и определение стратегических целей коммерческого банка – определение текущих и перспективных направлений деятельности банка, в которых находят отражение объем банковских операций, размер рынка и географический охват;
  4. определение стратегического подхода и оценка альтернативных стратегий – выборы основной стратегии коммерческого банка, направления его развития и метода, с помощью которого коммерческий банк достигнет успеха;
  5. анализ стратегического выбора коммерческого банка – оценка соответствия возможностей выбора стратегическому видению и миссии коммерческого банка, выявление экономически привлекательных альтернатив, которые с учётом риска на собственный капитал позволят максимизировать прибыль;
  6. построение и утверждение стратегического плана развития коммерческого банка в плановом периоде – постановка конкретных задач по реализации стратегии коммерческого банка перед конкретными исполнителями;
  7. стратегический контроль и корректировка стратегических планов – изучение осуществленных мероприятий с точки зрения достижения заданных параметров и сопоставления с контрольными сроками стратегической задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Реализации данных этапов может поспособствовать гибкая и прозрачная методология. Если руководство коммерческого банка сумеет создать и внедрить подобную методологию, то оно получит возможность оперативно возвращаться к исходным позициям разработки различных составляющих стратегии.

Замечание 1

К сожалению, большинство отечественных банков, несмотря на доступ к изучению богатого опыта зарубежных кредитных организаций и наличие фундаментальной теоретической базы, не применяют этой методологии. В связи с этим высока вероятность несвоевременного (просроченного ответа на новые условия внутренней и внешней среды) изменения стратегии.

Признаки необходимости введения в банке системы стратегического управления

Необходимость внедрения в банковскую деятельность системы стратегического управления (менеджмента) обусловлена действием ряда факторов. Если игнорировать их, то коммерческий банк может столкнуться с непредсказуемыми последствиями.

Безотлагательное внедрение стратегического менеджмента может быть продиктовано следующими факторами:

  • неудовлетворительное финансовое состояние – это ухудшение показателей финансовой деятельности коммерческого банка;
  • возрастающее давление конкурентов – это ослабление конкурентных позиций коммерческого банка, вызванное, как правило, плохим качеством системы стратегического менеджмента;
  • незапланированные серьезные потери – это следствие отсутствия или ненадлежащей организации в коммерческом банке систем планирования, контроля и ответственности;
  • стратегический шок – это непредвиденные события, к наступлению которых высшее руководство коммерческого банка в силу ряда причин не было готово.
Замечание 2

Также стоит указать на то, что ключевую роль в стратегическом управлении коммерческим банком играет степень его специализации, развитие которой способствует усилению его конкурентоспособности на рынке банковских услуг.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Михайловна Дорофеева

Эксперт по предмету «Банковское дело»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис