Безопасность как главное требование для туристского автобуса
Во всех странах автобусы, перевозящие туристов, должны соответствовать высоким требованиям и обладать определенным уровнем комфорта.
Самым главным требованием является безопасность пассажиров, которая, прежде всего, обеспечивается исправным техническим состоянием транспортного средства.
Владелец туристического автобуса должен обеспечить регулярное прохождение техосмотра, техобслуживания и ремонт автобусов согласно установленным в различных государствах нормативным документам.
Важно также соблюдение правил использования автотранспортного средства. Например, в России поездки через горные маршруты подразумевает эксплуатацию автобуса с пробегом не более 300 тыс. км и высоту рисунка протектора шин не менее 3 мм. Также автобус должен быть оснащен передними противотуманными фарами и вспомогательными фарами заднего хода.
Лучший обзор и сведение к минимуму «мертвых зон» у автобусов современных моделей обеспечивается дополнительными зеркалами и видеокамерами заднего обзора, а также ультрафиолетовыми датчиками, которые вычисляют расстояние до препятствия сзади.
Также планируется оснащать автобусы, осуществляющие перевозку туристов устройствами, которые будут оповещать водителей об обгоне другими транспортными средствами и устройствами, которые предотвращают засыпание водителя за рулем.
Безопасность определяется сроками эксплуатации автобусов, эксплуатируемых для пассажирских перевозок туристов. Большинство европейских стран не используют туристские транспортные средства свыше 10 лет. Помимо этого, комитет по технической адаптации ЕС предлагает оснащать автобусы ремнями безопасности и энергопоглощающими сиденьями.
К автобусам, работающим с регулярными маршрутами необходимо устанавливать трафарет табличку с указанием начального и конечного пунктов маршрута.
Особенности экскурсионных автобусов
Туристские автобусы помимо перевозки пассажиров по маршрутам подразумевают также проведение экскурсионные поездки, поэтому важное значение приобретает соответствующее оборудование.
Экскурсионные транспортные средства обязательно должны иметь:
- широкие тонированные панорамные окна;
- системы принудительной вентиляции или кондиционирования воздуха с возможностью индивидуальной регулировки;
- стереомагнитолу с выводом на систему салонного оповещения;
- откидные кресла с подставками для ног;
- индивидуальное освещение для чтения;
- систему салонного оповещения;
- холодильник;
- туалетам;
- вместительное багажное отделение.
Особенно важным является соответствие микроклимата в автобусе я ГОСТу, санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам. Систему кондиционирования воздуха необходимо отрегулировать так, чтобы температура в салоне соответствовала интервалу 22-24 С при воздухообмене 9,15 м/с (первый уровень комфорта).
Требования к уровню шума по всему салону подразумевают не превышение показателя в 72дБ (в районе силового агрегата – 74дБ).
Показатель уровня инфразвука не должен превышать 96дБ. ГОСТ 121012-78 также регламентирует количество вредных паров и примесей в воздушном пространстве салона. Стандарт ИСО 025313- регламентирует уровень вибрации - 68. Шаг сидений в автобусе должен составлять 80-85 см; для экскурсовода, как правило, предусматривается поворотное кресло. Рабочее место водителя отделяется специальной перегородкой.
Требования, предъявляемые к водителю автобуса
Водителю туристского автобуса желательно иметь специализированную форменную одежду.
Он должен обладать следующими обязательными документами:
- водительскими правами необходимой категории,
- лицензией,
- кредитно-бензиновой карточкой или талонами на заправку,
- путевым листом,
- атласом автомобильных дорог,
- план-схемой маршрута,
- транспортной туристской карточкой и прочее.
К туристским маршрутам должны допускаться только водители, которые прошли соответствующую стажировку, в том числе на данном туристском маршруте, тщательно подготовили свой автобус к рейсу, получили необходимый инструктаж, прошли медицинское освидетельствование.
Водителю туристского автобуса категорически запрещено:
- выезжать на туристско-экскурсионый маршрут на сломанном автобусе,
- менять путь следования по маршруту, исключением являются случаи, когда это обусловлено безопасностью пассажиров,
- начинать движение, когда двери отрыты,
- провозить в автобусе посторонних лиц,
- беседовать с пассажирами по ходу движения,
- мешать работе гида или экскурсовода.