Общие требования к служащим железнодорожного состава
Служащим, непосредственно осуществляющим обслуживание пассажиров является проводник. Для обеспечения безопасности и возможности предоставить более качественный сервис в вагонах должно быть предусмотрено два работника.
Должностные обязанности проводника опубликованы в «Инструкциях проводнику пассажирского вагона», которые были утверждены 05.11.1998 года.
В качестве проводника пассажирского поезда может выступать лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, прошедшее специализированную подготовку в учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию в пассажирских поездах согласно разработанной программе. При обслуживании фирменных пассажирских поездов, пассажиров спальных вагонов (СВ), хвостовых вагонов и пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха в штат набираются проводники с опытом работы более 1 года, а вагонов скоростных поездов более 2 лет.
Для проводника важно изучить курс по оказанию первой медицинской помощи, что должно быть указано в соответствующем документе.
Сотрудник должен владеть информацией об устройстве и обеспечивать грамотное использование системы отопления, электрического оборудования, вентиляционной системы, кондиционера, противопожарной системы, кипятильников и прочих устройств пассажирских вагонов.
Также проводники обязаны изучить все типы проездных билетов и квитанций доплат; документацию, дающую право на ревизию и комиссионную проверку пассажирского поезда, и знать географическое местоположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на пути следования поезда.
В обязанности проводника также входит контроль над соблюдением правил проезда пассажирами, быть вежливым, внимательным и неконфликтным.
Обязанности проводника перед отправкой поезда и во время посадки
Перед непосредственной отправкой проводник проверяет готовность вагона к рейсу. Данный контроль подразумевает следующее: обеспечение пассажирский вагон водой, проверка технической исправности оборудования, наличие аптечки оказания медицинской помощи, а также санитарных носилок; проверка комплектации постельных принадлежностей, мыла, моющих и дезинфицирующих веществ, туалетной бумаги; наличия уборочного инвентаря. Выявленные недостатки устраняются, а если нет возможности их исправить – сообщается о наличии таковых начальнику поезда.
В процессе посадки служащий находится снаружи вагона и осуществляет проверку проездных документов и документов, удостоверяющих личность пассажира, а также насколько соответствует масса ручной клади согласно разработанным нормам.
Проводник обязан не пропускать пассажиров с легковоспламеняющимися и взрывчатыми материалами и веществами; пассажиров, находящихся в алкогольном опьянении; напоминать пассажирам о том, чтобы они не забыли свои билеты у провожающих лиц, а за пять минут до отправления поезда попросить провожающих покинуть вагон.
На всех станциях, за исключением пункта отправления, пассажиры, имеющие проездной билет могут занять свободное место в любом вагоне поезда, а проводники обязаны проводить пассажира.
Если по какой-то причине проездной документ был оформлен неверно и была осуществлена реализация двух билетов на одно место, проводник все равно допускает пассажира к поездке и принимает меры для его размещения в поезде и исправляет документа.
Обслуживание пассажиров в пути следования
Главной обязанностью проводников является поддержка постоянной чистоты и температуры воздуха в помещении вагона. Нормы микроклимата и чистоты регламентирются «Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования». Это обязывает к получению определенного рода навыков при работе с оборудованием, применяемым для вентиляции воздуха.
Наиболее комфортными для пассажиров считаются вагоны, оборудованные кондиционерами, позволяющими формировать температурный режим в пределах 18 - 20 °С и относительную влажность воздуха 30- 70%, учитывая наружную температуру от +32 °С до -40 °С.
Уборка в пассажирском вагоне должна проводиться минимум два раза в сутки, а в туалетных комнатах поддерживаться по мере загрязнения, но не меньше четырех раз в сутки с мойкой полов.
Три раза в сутки проводники обязаны предлагать и обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями. Если же это фирменные поезда и вагоны СВ, то пассажирам данный набор продуктов предлаается на протжении всего пути следования. Также служащий должен регулярно проверять наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе охлажденной питьевой воды.
В вагонах, предусматривающих спальные места, проводник должен выдавать пассажирам постельные принадлежности и платное постельное белье. В вагонах с повышенной комфортностью эта плата входит в цену билета. По просьбе пассажиров и при наличии такового постельное белье в пути следования может заменяться на свежее за отдельную плату.
За 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию, где предусмотрена высадка пассажиров, проводник опвещает об этом пассажиров. Если стоянка составляет меньше пяти минут и посадка-высадка не предусмотрена, проводник обязан не рекомендовать пассажирам покидать вагон.
Если стоянка составляет 10 мин проводник осматривает подвагонное оборудование, тормозную передачу. Проводники, чьи поезда стоят на станциях перед проездом по смежному пути скоростного пассажирского поезда закрывают с этой стороны выходы из вагонов и сообщат об этом пассажирам.
При получении информации об изменениях в маршруте поезда проводник сообщает пассажирам о порядок следования согласно новому маршруту. В случае произведения отцепки неисправного вагона проводник информирует пассажиров о необходимости перейти в другие вагоны.