Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономика железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт как отрасль экономики

Определение 1

Железнодорожный транспорт – это отрасль экономики, представляющая собой часть наземного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики. С его помощью обеспечиваются нужды материального производства, перевозятся грузы и люди. Транспорт охватывает инфраструктуру, средства перевозки, технические устройства, координирующие работу системы. В зависимости от среды он может быть наземным, водным, воздушным и космическим. По сфере обслуживания выделяют пассажирский и грузовой транспорт.

Отличительной особенностью железнодорожного транспорта является необходимость создания рельсовой инфраструктуры. Стандартно путь строится из рельсов, шпал и балласта. Железнодорожный транспорт движется по нему на железных колесах. Этот вид транспорта способен перевозить огромные объемы груза, а также большое число пассажиров на дальние расстояния.

Статья: Экономика железнодорожного транспорта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В большинстве развитых стран железнодорожный транспорт находится в частном управлении. В России он является частью стратегического комплекса страны. Западные страны еще в восьмидесятые годы начали процесс разделения железнодорожных компаний на владельцев инфраструктуры и владельцев подвижного состава. В Америке большая часть подвижного состава и инфраструктуры находится в руках частных грузовых компаний. В России лишь недавно начался процесс передачи прав собственности российских железных дорог в частные руки.

Таким образом, железнодорожный транспорт является частью транспортной отрасли. Он отличается возможностью перемещения большого количества тяжелых грузов на дальние расстояния. Широко используется для пассажирских перевозок, являясь относительно недорогим средством передвижения. Обеспечивает доступ в труднодоступные для автомобильного и воздушного транспорта территории.

Экономика российского железнодорожного транспорта

Российский железнодорожный комплекс является одним из крупнейших в мире. Размер эксплуатируемой сети составляет более восьмидесяти тысяч километров, из них электрифицирована лишь половина. По протяженности дорог Россия находится на третьем месте в мире, уступая США и Китаю. Компания, обслуживающая отрасль ОАО «Российские железные дороги». По электрификации путей Россия находится на первом месте.

«Экономика железнодорожного транспорта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Долгое время железные дороги находились полностью в государственном управлении. На сегодняшний день они эксплуатируются тремя крупными субъектами:

  1. Компаниями холдинга ОАО «РЖД».
  2. Независимыми и условно независимыми операторами, имеющими в собственности подвижной состав, либо техническую инфраструктуру.
  3. Компаниями, владеющими подвижным составом.

С начала 2000 началась постепенная передача прав собственности государственной компании в частные руки. Это коснулось перевозок, эксплуатационного оборудования, обслуживания экономических процессов. Инфраструктура осталась под управлением государственной компании. Пассажирские перевозки пригородного значения были переданы в частные руки. Часть инфраструктуры находится в частном управлении, но относится к дальним районам севера. Некоторая часть путей, управляемая предпринимателями полностью изолирована от общей сети железных дорог.

Достаточно часто эксплуатация собственного подвижного состава осуществляется совместно с подвижным составом государства, так же эксплуатируется государственная инфраструктура.

Управлением железнодорожным транспортом в России занимается Министерств транспорта РФ. Надзорную функцию осуществляет Госжелдорнадзор, являющийся подразделением Федеральной службы надзора на транспорте.

Выделение части государственного имущества железных дорог стало необходимостью. Переход к рыночной модели экономических отношений потребовал пересмотра инвестиционной политики на железнодорожном транспорте. Передача активов в частные руки позволила сформировать конкурентную среду, стимулирующую развитие услуг, а также повышение качества технического оснащения.

Экономика перевозок железнодорожным транспортом России

Транспорт обеспечивает процесс производственного перераспределения благ между субъектами экономики. В России большая часть грузов перевозится автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. На долю железных дорого приходится более миллиона тонн груза ежегодно. Наблюдается тенденция снижения общего объема перевозок, при этом растет показатель дальности. Последнее стало закономерным процессом увеличения экспортных перевозок через морские порты, доставка в которые осуществляется железнодорожным транспортом.

Основными продуктами, перевозимыми по железной дороге, являются уголь, нефть, железные руды, строительные материалы. Несмотря на то, что нефть и газ могут транспортироваться по трубопроводам, на долю железных дорог приходится внушительный объем перевозок. Влияние оказали новые международные соглашения с Китаем, сформировавшие быстрорастущий рынок сбыта энергоресурсов на Дальнем Востоке.

Владельцы подвижного состава стремятся к установлению гибких тарифных ставок для перевозок грузов. Объем перевозок снижается, однако, перемещение грузов по железным дорогам остается одним из приоритетных видов транспортировки. Конкуренция в отрасли привела к тому, что цены на перевозки стали снижаться, что повысило спрос со стороны заказчиков. Популярностью пользуются дальние перевозки больших объемов сырья.

Замечание 1

Одним из приоритетных направлений в области государственного регулирования перевозок является формирование транспортных коридоров. Железные дороги могут стать их основой, так как имеют доступ к отдаленным регионам страны. Формирование коридоров положительным образом сможет сказаться на привлекательности российского транспорта при транзитных перевозках.

В пассажирских перевозках так же произошли изменения. Долгое время они оставались убыточными для экономики железнодорожного транспорта. Прежде всего, была создана дочерняя компания, занимающаяся только потоком пассажиров. На транспорте была введена гибкая система тарифов, внимание уделяется комфорту и сервису в поездке. Кроме того, в парк подвижного состава внедряются более совершенные и комфортные модели вагонов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot