Цели и задачи перспектив развития туризма в России
Влияние туризма на экономику привело к постоянно возрастающей его роли. Туризм воздействует на уровень доходов, занятость, приводит к диверсификации экономики, формируя отрасли, обслуживающие данную сферу. Туризм также активно участвует в программах внешней политики государства. Ресурсный потенциал России и достаточные капиталовложения в инфраструктуру туризма способствуют созданию большой отрасли, способной удовлетворить самые требовательные вкусы иностранных граждан.
Следует отметить, что предпочтения как иностранных так и российских туристов заключаются в высоком уровне сервиса и разумном соотношении качества и цены при выборе туруслуг эти показатели, как правило, в приоритете. Общей тенденцией представляет собой поляризацию туристских предпочтений, с одной стороны, которая укрепляет высокий уровень турпотока с регионах с развитой туриндустрией, а с другой, возрастанием спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.
Анализ конкурентных преимуществ и недостатков РФ на туристическом рынке обосновывает необходимость активного вмешательства, прежде всего со стороны государства. Необходимо создавать условия и возможности устойчивого развития туриндустри в России.
Таким образом, основная цель в перспективе развития в туриндустрии РФ - это формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, который будет обеспечивать хорошие условия для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туруслугах, улучшение показателей занятости и уровня доходов населения.
Для достижения вышеуказанной цели следует обеспечить ряд стимулов для успешного развития внешнего и внутреннего туризма в РФ как одну из составных частей экономического роста, укрепления международного авторитета страны и улучшения качества жизни населения. Рассмотрим задачи, которые необходимо решить, чтобы прийти к цели:
- совершенствовать нормативно-правовую базу в области туризма;
- формировать и улучшать туристскую инфраструктуру и сопутсвующие отрасли, к которым относятся транспортное обеспечение, общественное питание, анимационная индустрия и прочее);
- создать новые приоритетные туристские центры;
- осуществлять продвижение России как страны, подходящей для массового международного и внутренего туризма;
- улучшить качество туристских и сопутствующих услуг;
- совершенствовать визовую политику и упрощать процедуру въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
- обеспечить личную безопасность туристов.
Продвижение России как одно из перспективных туристских направлений
Для того чтобы создать конкурентоспособный туристский рынок, понадобится не только улучшение туристской инфраструктуры. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского продукта. Она должна быть ориентирована на ключевую основу туристских рынков и носящая агрессивный характер, что позволит преобразовать внешний и внутренний туризм в доходную отрасль экономики России.
Одним из главных принципов рекламы представляет собой большой объем, регулярность и постоянство воздействия. Рекламная кампания начинает приносить положительный экономический эффект с небольшого уровня. С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационная кампания в средств массовой информации. Следует отметить также участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России. Для повышения конкурентоспособности российского турпродукта и создания благоприятного имиджа страны необходимо организовать выпуск рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках ведущих рынков.
Множество стран мира выделяют особую важность туристской отрасли для своей страны. Государство согласно активно вкладывать большие средства в продвижение национального турпродукта с учетом особенностей основных ведущих направляющих и принимающих рынков. Масштабная рекламная кампания туристского потенциала страны существенно влияет на объем турпотока иностранных и отечественных туристов, и, следовательно, и способствует увеличению притока денежных средств в экономику страны. Для того, чтобы привлечь одного иностранного туриста, приносящего в национальную экономику страны в среднем 1000 евро, затрачивается от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу ттурпродукта.
Предприятиями, продвигающими турпродукт на ведущих мировых рынках могут стать представительства РФ по туризму за рубежом, обеспечивающие связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристского процесса. В Российской Федерации в на современном этапе включено в работу более 40 иностранных представительств по туризму.
Необходимо выделить особые принципы продвижения России как перспективного туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках. Они представляют собой особые процессы, которые формирует государство и направляет их на потребителя и туриндустрии. К ним относятся:
- участие в крупнейших международных туристических и иных выставках единым российским национальным стендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- поддержка и укрепление выставочной деятельности внутри страны с целью формирования на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировых туристических выставок;
- некоммерческое рекламное продвижение национального турпродукта на ведущих зарубежных и внутреннем рынке, для того чтобы повысить объем турпотока формирования благоприятного имиджа России;
- подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для того, чтобы распространить ее на крупнейших международных туристических выставках и через российские загранпредставительства, в том числе через представительства, создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;
- предоставление информации и рассылка в глобальной сети Интернет о России как об особом привлекательном туристском направлении;
- проведение прочих акций, к которым можно отнести информационную поддержку фестивалей и иных мероприятий, посвященных определенным событиям, презентации новых российских туристских направлений за рубежом, организация инфо-туров для зарубежных и национальных средств массовой информации, проведение больших международных конференций, симпозиумов, конгрессов.
Стратегия распространения государственных рекламно-информационных данных раскрыла потребность в изменение и увеличении разнообразия национального турпродукта. Возникает необходимость в обеспечении демонстрации новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.
Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование благоприятного имиджа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.
Повышение качества туруслуг
Конкурентная борьба, возникшая на мировом туристском рынке, привела к гонке за повышение качества предоставляемых туруслуг между различными государствами.
Одним из обязательных направлений в развития туризма в России в дальнейшем является обязательная аттестация работы обслуживающего персонала в ходе поездки в области безопасности туристов. Множество несчастных случаев на маршрутах возникли в результате недостаточного профессионализма и не знания элементарных правил оказания первой помощи пострадавшему. Предполагается ввести обязательную сертификацию и аттестацию гидов и экскурсоводов. Прежде всего, это относится к экстремальным видам туризма, где уровень риска угрозы жизни и здоровью клиента достаточно высок.
Планируется тщательная работа и среди экскурсоводов, работающих непосредственно с иностранными клиентами. Это необходимо для укрепления и объединения информации о культурных и исторических достопримечательностей. Будет проводится аттестация с точки зрения знания и опты специалиста, а также достоверность доносимой до туристов информации.
Особое внимание необходимо уделять совершенствованию инфраструктуры туриндустрии. Прежде, всего, это касается предприятий размещения. Необходима серьезная доработка в области присвоения категории гостиницам. На современном этапе гостиничный бизнес не подлежит обязательному лицензированию, поэтому не все предприятия находятся на достаточном высоком уровне сервиса или не отвечают требованиям, предъявленным к ним после просмотра рекламы.
Отдельно также необходимо на потребности продвижения принципов систематизации пляжей и горнолыжных склонов. Сейчас, как правило, проверяется только соответствие нормам безопасности. В данном направлении туризма необходимо также уделить особое внимание профессиональной пригодности и соответствию мировым стандартам обслуживающего персонала. В рамках данного вопроса Правительство РФ ведет политику по привлечению молодых и грамотных специалистов и обеспечению занятости населения, улучшению уровня квалификации.
Но без образовательной основы привлекать специалистов будет неоткуда. Поэтому повышение качества образования в социально-культурном сервисе и туризме также является одним из перспективных направлений в туризме. Прежде всего, необходимо разработать новую систему соответствия, которая будут являться эталоном для туриндусрии. Далее следует расширить количество учебных предметов и большее внимание уделять практическим занятиям. Изменению будет подвержен и преподавательский состав. В приоритете будут не теоретики, а практики, имеющие большой опыт работы в туриндустрии.
Политика самих учебных заведений тоже будет подвержена модернизации. Она должна будет предполагать не только обучение и выпуск молодых специалистов, но и предоставлять возможность для повышения квалификации и прохождения аттестации уже работающих сотрудников. Но при этом условия переподготовки персонала рекомендуется проводить без отрыва от работы в форме тренингов. Эта система повышения квалификации кадров представляется наиболее эффективной.
Помимо специалистов социально-культурного сервиса и туризма также необходимо уделить внимание работникам сопутствующих отраслей. Деятельность данной категории персонала также существенно влияет на качество туруслуг. В перспективе предполагается создание специализированных программ обучения, которые будут систематизированы и стандартизированы. Для выполнения этой цели необходимо осуществлять постоянное исследование на предмет потребности в специалистах профильных университетов. Для поступающих рекомендуется разработать комплекс рейтинговой оценки, который будет отображать реальную ситуацию среди учебных заведений в области туризма.