Антикризисный менеджмент для туристских организаций
В сфере туризма в настоящее время наблюдаются трудные времена. Многие агентства говорят о снижении продаж из-за понижения туристского спроса, а также возросшего недоверия отдыхающих к турфирмам. По этой причине многие туристские организации задумываются об антикризисном менеджменте, наблюдается падение спроса на ряд туристских продуктов. Периодически также на туристском рынке возникают определенные конфликты, которые отражаются на отрасли в целом. Например, некоторые потенциальные клиенты боятся покупать тур у любых туроператоров в принципе.
Главное условие антикризисного менеджмента – тщательно выбирать партнеров при формировании туристского предложения для будущих клиентов. Кроме того, если возникла кризисная ситуация, руководству не следует поддаваться панике, необходимо заняться управленческой деятельностью, не создавать дешевые предложения, которые не будут подкреплены качеством. Кроме того, руководитель должны внимательно анализировать ситуацию на рынке, следить за тем, что пишут на форумах и сайтах СМИ о туристской организации, прислушиваться к любой получаемой информации.
Кроме того, при назревающих конфликтах необходимо общаться с клиентами. Постоянная коммуникация, разъяснение любых проблемных моментов способны развеять имеющиеся сомнения как у старых клиентов, так и у новых. Многие клиенты желают удостовериться в надежности организации, а потому необходимо четко показать схему взаимодействия турагентов, туроператоров, перевозчиков, а также иных третьих лиц. Неуверенность многих туристов происходит от того, что они не знаю, каким конкретно способом формируется турпродукт, поэтому необходимо доносить до своих клиентов максимум информации.
Некоторые туроператоры формируют по просьбе клиента гарантийные письма, содержащие информацию о том, что тур клиента оплачен и юридически услуга была предоставлена. Данные документы не имеют юридической силы, однако на психологическом уровне способствуют успокоение клиента, и многие фирмы пользуются данным способом.
При наступлении кризиса многие туроператоры начинают экономить. Однако в период экономического спада, при урезании расходов, необходимо подходить взвешенно к данному вопросу. Существуют сферы, на которых нельзя экономить:
- Зарплата менеджеров. Стоит урезать оплату, как уходят лучшие работники. Правильнее будет уволить сильно отстающих и тех, кто не дает достаточный уровень продаж.
- Реклама. В настоящее время туристский рынок не может функционировать без рекламы, а потому необходимы вложения в свой собственный имидж, в информирование потребителя и продвижение своих услуг. Можно использовать разные площадки для продвижения турпродукта, например, Интернет, телевидение, радио и т.д.
При реализации антикризисной стратегии необходимо убрать из рекламы слоганы «дешево», «скидки», «распродажа», на первое место стоит выводить критерий надежности.
Развитие туристских компаний в условиях кризиса
В условиях кризиса туристские компании начинают действовать согласно стратегии выживания, которая необходима для предприятий, оказавшихся в кризисном состоянии, наблюдается их убыточность. Для выхода из данного состояния необходимо предусмотреть меры, которые направлены на получение прибыли в кратчайшие сроки. При этом должны быть решены следующие задачи:
Пересмотр маркетинговой политики, поиск дополнительных возможностей по продвижению организации, ее продуктов и услуг.
- Совершенствование логистики предприятия, грамотная организация деятельности работников.
- Создание условий для жесткой экономии затрат.
- Совершенствование методов управления персоналом, применение новых методик.
- Определение критических для туристской компании объемов продаж.
Многие компании применяют стратегию роста, которая является наиболее привлекательной как для предпринимателя, так и для инвесторов. Данная стратегия характеризуется наступательной политикой и предусматривает реализацию отдельных положений по образцу жизненного цикла роста организма. В основном распространены стратегии, которые связаны с обновлением туристского продукта, переводом его на качественно иной уровень, также возможно расширение рынка предоставляемых услуг, использование новых технологий при обслуживании туристов.
Однако это не единственная стратегия, также имеется стратегия стабилизации, которая является наступательно-оборонительной. Она используется в тех условиях, когда доходность предприятия колеблется. В условиях реализации данной стратегии необходимо экономно использовать ресурсы для стабилизации рентабельности как минимум на достигнутом уровне, а также когда наблюдаются положительные сдвиги в реализации определенных турпродуктов.
Потенциал антикризисного управления
Любая организация для преодоления кризиса должна предпринимать определенные меры, которая позволяют эффективно бороться с эффектом кризиса. Практика также показывает, что кризисы могут быть не только неодинаковы по причинам, но также быть разными по своей сути. Например, кризисы могут быть следующих видов:
- По природе возникновения: экономические, управленческие, технические.
- По продолжительности действия: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
- По степени управляемости: управляемые и неуправляемые.
- По характеру влияния: общие и частные.
- По возможности прогнозирования: прогнозируемые и непрогнозируемые.
Руководитель предприятия должен уметь оперативно реагировать на возникающие кризисные конфликтный ситуации, от скорости его реакции зависит существование компании на рынке в целом. Правильно принятые меры способны вывести компанию из имеющегося кризиса, а также приобрести большие доходы. Применение оперативных мер способствует балансу работы организации в период кризиса, однако не стоит при этом портить имидж компании. Сохранение положительного имиджа позволяет сохранить своих клиентов, которые, находясь в ситуации выбора, будут выбирать конкретную компанию.