Международный туризм – это деятельность людей по временному перемещению за пределы страны постоянного жительства в иностранные страны с целью отдыха или досуга.
Общие сведения о международном туризме
С 1920-х гг. большое развитие получило такое направление человеческой деятельности, как международный туризм. Он имеет важное значение в современной общественной жизни, поскольку оказывает прямое влияние на культурную, экономическую, социальную и образовательную сферы жизни государств и их международных отношений.
Международный туризм означает, что люди осуществляют перемещение из одной страны (региона), где туристы проживают на постоянной основе, в другую. Это перемещение заключается в путешествии в пункт назначения и остановку там или же в движении туриста по туристскому маршруту. Основополагающими и признанными мировым сообществом принципами международного туризма считаются свобода передвижения, свобода выбора местожительства, отсутствие дискриминации, уважение государственного суверенитета.
Экономическое значение туризма состоит в том, что туристам на возмездной основе оказывается большое число услуг. Большинство из них можно представить в виде следующих групп:
- услуги гостиниц и ресторанов (включая обеспечение питанием);
- услуги бюро путешествий и туристических агентств;
- услуги экскурсионных бюро.
Основные тенденции развития международного туризма
Международный туризм развивается в русле определенных тенденций. В частности, одна из таких тенденций заключается в неравномерном распределении потоков туристов между разными регионами и странами мира. Концентрация туристских потоков в основном приходится на регионы Европы и Азии, поэтому международное движение туристов на самом деле преимущественно имеет интрарегиональный характер. Однако нельзя не отметить, что в туристских обменах происходит увеличение роли стран Нового Света.
На данный момент международный туризм представляет собой сочетание следующих групп туристов:
- индивидуальные туристы, которые посещают близлежащие страны (на них приходится около 70-80% мирового турпотока);
- массовые или групповые туристы, которые совершают крупные выезды в зарубежные страны (на них приходится около 20-30% мирового турпотока).
В последние годы сформировалась тенденция по увеличению доли массовых туристов. Это связано с изменением условий общественной жизни. Так, у людей уменьшается количество последовательных дней отпуска при одновременном росте частоты отпусков. Авиаперевозчики, с одной стороны, уменьшают стоимость билетов, а с другой стороны, увеличивают количество авиаперевозок. Туроператоры в большей степени стали предлагать своим клиентам услуги массового туризма в качестве новых направлений путешествий.
Начиная с 1970-х гг. международный туризм приобрел преимущественно рекреационный характер, хотя до этого периода в мире преобладал деловой туризм. В настоящее время на поездки, которые связаны с целью отдыха, приходится более двух третей всего турпотока, а на поездки, связанные с деловыми целями – лишь одна треть.
С течением времени стало увеличиваться количество путешествий, которые совершаются в течение года. Они совершаются молодыми туристами, которые, не прерывая на долго свой рабочий процесс, совершают несколько краткосрочных поездок на выходные дни или на 2-3 ночевки. В то же время за счет пенсионеров, туристов пожилого возраста в мире увеличивается продолжительность пребывания во время международных путешествий.
Клиенты предприятий из сегмента международного туризма повышают уровень своих требований к качеству обслуживания. Это происходит за счет того, что туристы все больше путешествуют по миру, благодаря чему больше узнают о современном сервисе. Сравнивая уровень предоставляемого сервиса, международные туристы все чаще требуют большего комфорта.
Развитию международного туризма сильным образом способствует рост мобильности населения. Это связано с появлением у людей автомобилей, с увеличением их заработка, который позволяет больше средств тратить на туристские расходы. Кроме того, популярность набирают нетрадиционные средства размещения (например, бунгало, охотничьи домики, горные шале и т.п.), а также гастрономические концепции туризма.
Интеграция на рынке международного туризма
В настоящее время все чаще происходят сделки, которые заключаются в укрупнении и в активном проникновении капитала отдельных организаций на рынке международного туризма. Это осуществляется посредством того, что однородные или смежные (партнерские) компании проводят процессы слияния или поглощения.
Данное явление получило название «интеграция». Как правило, выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Горизонтальная интеграция осуществляется посредством слияния или поглощения однородных предприятий. Наиболее яркие примеры горизонтальной интеграции прослеживаются в сфере гостиничного бизнеса. В настоящее время всемирно известны такие гостиничные корпорации, как «Hilton», «Sofitel», «Novotel», «Mariotte», «Sheraton». Они представляют собой широко распространенные по различным странам мира гостиничные цепочки, которые путем приобретения собственности, заключения франшизных соглашений и контрактов на управление активно проникают на зарубежные рынки.
Вертикальная интеграция осуществляется посредством слияния или поглощения предприятий различных сфер международного туризма. Данный вид интеграции в международном туризме нашел практическое применение через формирование и функционирование таких трех европейских моделей, как английская, французская и немецкая.
Таким образом, современный туризм все более обретает глобальный характер, чему способствуют как потребители, так и производители туристских услуг.