Информационное обеспечение туризма
Информационное обеспечение туризма – это сведения о туристских ресурсах, состоянии, порядке использования и классификации туристских маршрутов, о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, которые внесены в реестр субъектов туристской индустрии.
Туристская информация охраняется нормами действующего информационного законодательства, причем не только нормами федеральных законов, но и ведомственными актами, например, постановлением Правительства РФ. С целью информирования населения во многих регионах создаются специальные туристско-информационные центры, которые выступают в качестве некоммерческих организаций. Их основная задача – сбор актуальной информации о туризме, в том числе касающейся актуальный туристических маршрутов и предложений. Центры занимаются не только сбором информации, но и ее обработкой, распространением, хранением, накоплением, созданием, поиском, предоставлением на бесплатной основе (безвозмездно). Туристские информационные центры обозначаются знаком, а именно буквой «i» белого цвета.
Данные центры могут оказывать и платные услуги, но лишь касающиеся следующих позиций:
- Бронирование мест для временного проживания туристов на настоящие или следующие сутки.
- Бронирование экскурсий, услуг экскурсовода.
- Продажа туристических сувениров.
- Сдача в прокат определенного инвентаря.
- Бронирование билетов на перевозку.
- Продажа печатных изданий с информацией туристической направленности.
Информационные связи в настоящее время охватывают весь туристический рынок, при этом особое внимание уделяется информации, которая касается туристов как конечных пользователей туристической продукции. Подобный подход обусловлен специфическими чертами продукта туроператоров, а именно его субъективностью, в момент покупки турпродукт невозможно потрогать или увидеть, основные эмоции можно испытать только в момент прибытия на место получения туристской услуги.
Представители туристских компаний должны уметь пользоваться специальными программами, знать офисные технологии, которые используются в туристской деятельности, уметь использовать прикладные программы и средства. Основное внимание уделяется программному обеспечению, которое может быть весьма разнообразным.
Специфика информации в области туризма заключается в том, что туризм сам по себе является информационно насыщенной деятельностью. Продажа любого туристического продукта зависит от наличия изображений, полного описания, средств коммуникаций, а также способа передачи информации потребителю.
Рисунок 1. Туристско-информационный центр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Информационные технологии как стратегический ресурс развития туристской активности
Информационные технологии рассматриваются как способ повышения конкурентоспособности на рынке продаж. Ведь для того, чтобы преуспеть, сотрудники компании должны уметь быстро работать с информацией. Сегодня туроператоры и турагенты в своей деятельности используют широкий комплекс технологий, в том числе средства дистанционного общения, коммуникационные технологии, спутниковое освещение событий. Например, в процессе бронирования мест и билетов информационные технологии играют существенную роль, позволяя с помощью электронной системы найти интересующую их информацию. В гостиницах используются вычислительные центры, с помощью которых осуществляется управление местами, а также их резервирование, рассчитывается количество гостей, учитывается инвентарь и т.д.
В современных условиях все туристские компании также связаны между собой посредством сети Интернет, в которой успешно функционируют тысячи туроператоров и турагентов. Распространение информации через данный канал, например, с помощью рекламы, оформленного сайта, является хорошим подспорьем в деятельности любой туристской организации.
Информационные технологии, применяемые в туристской сфере, можно разделить на следующие категории:
- Ручные. Исторически сформировались намного раньше автоматизированных. Процедура сбора и обработки информации осуществлялась вручную.
- Автоматизированные. Современный уровень развития информационных технологий. Появление данного вида технологий связано с развитием компьютерной сферы.
- Автоматические. Предполагают работу практически без участия человека, реализацию ряда функций в области туризма.
Совершенствование механизма информационных технологий в области туризма
На современном этапе происходит активное совершенствование электронного документооборота, что способствует повышению надежности и оперативности предоставляемой информации. Автоматизация процессов позволяет обратить внимание на ее анализ, а не на рутинную обработку.
Задачами внедрения новых информационных технологий является совершенствование документооборота в системе, в том числе за счет формирования удобного интерфейса, обеспечения грамотной системы безопасности и т.д.
На современном этапе совершенствуются не только информационные технологии, но и сами устройства, которые используются в деятельности организаций. Так, постоянно совершенствуются линии переча технологий, системы онлайн-бронирования, создаются мобильные приложения, которые позволяют потенциальному потребителю в максимально короткие сроки узнать необходимый объем информации.
Для гостиничного аппарата важно решение проблемы автоматизации управления некоторыми функциями. Многие гостиницы предпочитают собственные программный продукт, который был бы полностью автоматизирован под потребности организации. Хотя порой это нерациональное решение, так как создание собственной программы стоит не очень дорого, однако в обслуживании в последующем индивидуально написанная программа является дорогостоящей, так как постоянно требует обновлений.