Информационные технологии в туристской деятельности
Информатизация является одной из характерных черт современного общества. Человечество в настоящее время развивается по пути, в котором информационные технологии играют большую роль. С помощью информационных технологий можно экономить человеческие ресурсы, энергию, материальные затраты, которые необходимы для реализации туристической деятельности.
Информационное поле представляет широкие возможности для продажи туристических услуг. Так, практически все туристические организации имеют свои сайты, информационные ресурсы, которые позволяют им делиться различной информацией со своими клиентами. Туризм это сфера экономики, которая остро нуждается в информационных технологиях, потому что от скорости обработки информации напрямую зависит ее функционирование. Услуга туризма – это не обычный товар, а продукт, который приобретается на удаленном расстоянии и заранее. Таким образом, успех продаж зависит от визуального оформления, размещенного описания туристического продукта, выставленных фотографий, наличия собственного сайта или приложения и т.д.
Информационные потоки обеспечивают связь не только между туристом и туроператором, но и между туроператором и непосредственными поставщиками туристических услуг и продуктов. Сеть Интернет обеспечивает не только информационный, но и денежный обмен за счет действия различных платежных систем.
На информатизацию данной отрасли влияют следующие факторы:
- Комплексность оказываемой услуги. В том числе туристический продукт информационно насыщен, при его формировании применяется множество информационных технологий.
- Информационные системы используются в сфере обслуживания. Так, именно на работе информационных систем базируются сайты, работа авиалиний, электронной почты, средств сообщения, телефонных сетей, систем видеонаблюдения, бронирования и т.д. Более того, системы отдельной гостиницы, например, могут быть связаны с более глобальными системами. Следовательно, информационные технологии интегрирован в систему гостиничного и туристического бизнеса.
- Туризм – высоко интегрированная услуга, а потому информационные технологии также используются в сфере организации и управления.
Информационные технологии в управлении туристическими организациями
Ведение международного бизнеса диктует необходимость использования информационных технологий, которые способны обеспечить эффективное функционирование в данной области. Для безопасного перемещения туриста необходимо получение информации о его местонахождении в период тура. Информационные технологии способствуют обмену информацией между туроператором и клиентом.
На информационных технологиях базируется деятельность авиакомпаний, так как маршруты и расписания строятся при помощи электронных систем. С помощью программ осуществляется контроль за полетами, персоналом, бухучетом и планированием. Кроме того, на основе данных систем базируется работа спутникового сбора информации, система передачи сообщений и т.д.
Работа гостиниц также автоматизирована и основывается на современных информационных технологиях. Так, действует система электронного резервирования, технологии, которые способствуют улучшению качества обслуживания, в том числе и в условиях малочисленного персонала, инвентарный учет, контроль за алгоритмами и процессом поставок.
В гостиницах для туроператоров и турагентов действует система бронирования или резервирования. Без данной системы трудно представить деятельность современных туристических организаций. Так, около 90% гостиниц и отелей на сегодняшний день используют электронную систему планирования. Через информационную сеть можно оперативно получить информацию о доступных услугах, стоимости, свободных днях для бронирования, что позволяет спланировать личное время заказчика. Для современного человека, жизнь которого перегружена информацией, этот параметр имеет определяющее значение.
На международном рынке действуют следующие системы резервирования – AMADEUS, Worldspan, Galileo. Последние две также имеют свои представительства на территории России. Плата за подключение к данным серверам для туроператоров не особо значительна, что делает их удобными и доступными. Однако система Worldspan считается одной из самых динамично развивающихся в мире.
Рисунок 1. Основные тенденции развития информационных технологий в туризме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Системы автоматизации документооборота в туризме
Так как туристическая сфера во многом – офисная деятельность, особенно на стадии оформления путевки, в ней используется множество программ автоматизации электронного документооборота. Однако необходимо констатировать, что в России далеко не все организации используют данные системы. Тем не менее, сотрудники должны быть с ними знакомы и уметь обращаться. Можно выделить следующие популярные комплексы программ:
- Само. Один из наиболее известных комплексов в России. С ним работает свыше 30 компаний в разных городах России. Имеет 6 опциональных функций, связанных с ведением и подготовкой туров, справочной информацией, формированием документов и договоров. Кроме того, имеется раздел «Туры», который позволяет самостоятельно формировать туристические программы.
- Туристический офис. Предназначен для автоматизации деятельности турфирм, причем не только в рамках одного офиса, но и в рамках нескольких компаний. Кроме того, он автоматизирует различные звенья фирмы, соединяя их информационное поле в единое целое. Подобный подход позволяет эффективно управлять туристическим бизнесом, видеть статистику, находить необходимую информацию. От пользователей данной программы не требуется углубленного знания компьютера.
- Интурсофт. Данная программа направлена на неоднородные туристические предложения и их систематизацию по различным параметрам. Имеет систему автоматизированного документооборота.