Типы клиентов
Для полноценной и успешной реализации туристского продукта необходимо четко выделять психологический тип клиента. Это позволит:
- упростить процесс обслуживания;
- сэкономить время;
- удовлетворить потребности и запросы клиента; увеличить доход фирмы.
Существует несколько типологий клиентов туристских компаний, из которых основными являются:
- типология по активности и эмоциональной отзывчивости;
- типология на основе образа жизни клиента.
Рассмотрим их особенности.
Типология клиентов по поведению
Типология клиентов по поведению (активность и эмоциональная отзывчивость):
- «Аналитик» - пассивный и неотзывчивый. Неторопливый и медлительный, говорит без интонаций, негромко, чаще всего общается с менеджером через стол, во время разговора отклоняется назад, в глаза при разговоре не смотрит, одет посредственно. Может быть нерешительным и очень осторожным, чрезмерно серьезным, чувство юмора развито плохо. Характерная черта – обожает детали: сколько метров до пляжа, сколько длится перелет и др.
- «Энтузиаст» - активный и отзывчивый. Живой, энергичный, экстравагантный. При встрече улыбается и открыто смотрит на менеджера. При общении предпочитает короткую дистанцию. Многословен и красноречив, говорит громко, быстро, долго. Не вникает в детали предполагаемой поездки. Открыт для общения, свои сомнения сразу высказывает. Может проявлять склонность к обобщениям и преувеличениям, быть поверхностным, неорганизованным и непредсказуемым, нетерпеливым и импульсивным.
- «Активист» - активный и неотзывчивый. Решительный и энергичный. По внешнему виду напоминает начальника. Вид всегда занятого человека, трепетно относящегося к своему времени. Не любит ожидать, в случае вынужденной задержки начинает раздражаться. Любит контролировать ситуацию и людей, находящихся вокруг. В незнакомых обстоятельствах не теряется и предпочитает общаться с руководством компании. Говорит быстро и громко, пристально смотрит в глаза собеседнику. Уважительно относится к уверенным в себе людям. Не терпит, когда его давят свои авторитетом. Может быть подчеркнуто независимым и самоуверенным, упрямым, грубым и вспыльчивым, категоричным в оценках и словах.
- «Добряк» - пассивный и отзывчивый. Общение с этим типом, как правило, затруднений не вызывает.
Типология клиентов на основе их образа жизни
Типология клиентов на основе их образа жизни:
- Погруженный в себя искатель наслаждений. Чаще всего молодой человек, занятый неинтересной, монотонной работой. Ищет удовольствие от видов деятельности на свежем воздухе. Как правило, любит охоту и рыбалку, баскетбол, увлекается дорогими автомобилями. Имеет приличный доход, однако спонтанно принимает решения о покупках. Не планирует жизнь надолго. Постоянно смотрит приключенческие, спортивные программы.
- Активная и целеустремленная личность. Всю свою энергию и силы направляет на карьерный рост. Как правило, либерален, уверен в себе, имеет современные взгляды на различные стороны жизни. Постоянно жаждет активной деятельности, ищет новые ощущения. Чтобы быть в курсе всех последних тенденций культуры и событий, постоянно читает журналы. Часто смотрит развлекательные программы, новости и спортивные программы.
- Представитель деловых кругов. Имеет хороший материальный достаток, большие возможности для дорогого отдыха. Не любит перемещаться набольшие расстояния. Имеет семью и хороший дом. Читает деловую прессу, смотрит программы о путешествиях и природе, краткие сводки новостей.
- «Синие воротнички». Живут на окраинах крупных городов или в маленьких городках. Приверженцы строгой морали и необходимости тяжелой работы. Лучший отдых для них – это отдых в палатках с семьей. Любят рыбалку и охоту. Предпочитают спортивные программы – футбол и боулинг.
- Традиционный домосед. Со временем в ногу идти не может. Приверженец старых традиций. Избегает всего рискованного, никогда не сделает покупки в кредит. Любит телевизионные новости комедии.