Психология общения
Одной из основных потребностей человека является потребность в общении. Общение - это социальное взаимодействие между людьми, способствующее:
- организации совместной деятельности,
- передаче культурного наследия,
- воссозданию общественного опыта.
Общение включает в себя:
- обмен информацией,
- выработку общей стратегии взаимодействия,
- обоюдное восприятие,
- понимание между людьми.
Особенности общения в туриндустрии
Для работников сферы туризма и гостеприимства вопросы эффективности деловых коммуникаций стоят особенно остро, поскольку их профессиональная деятельность связана с постоянным общением с другими людьми.
От грамотно построенного общения в туристической компании зависит:
- результат работы,
- степень взаимопонимания с клиентами и сотрудниками,
- удовлетворенность своим трудом,
- морально-психологический климат на предприятии.
Важными компонентами правильного и грамотного общения являются природные способности, образование и личный опыт человека.
Для делового общения предметом взаимодействия является дело.
Деловое общение - это вид общения, являющееся нормативно одобряемым, жестко регламентированным, функционирующим в каждой определенной сфере для решения конкретных задач. В отличии от общения в широком смысле, деловое общение имеет конкретные цели и задачи, требующие своего решения.
В общении, как процессе, выделяют следующие стороны:
- Коммуникативная сторона - это обмен информацией, который связан с конкретным поведением собеседника, для каждого участника общения значение имеет ценность информации, если она воспринимается, понятна и осмысленна.
- Интерактивная сторона - это взаимодействие между личностями, включающее в себя обмен идеями, знаниями, действиями.
- Перцептивная сторона - восприятие партнерами при общении и взаимодействии друг друга и установление в результате определенных взаимоотношений.
Средства общения и механизмы понимания
Средства общения подразделяются на следующие виды:
- язык и прочие знаковые системы, письменность в разнообразных видах (текст, чертежи, схемы, карты, рисунки и т.д.);
- непосредственные телесные контакты, такие как прикосновения и рукопожатия;
- органы чувств (восприятие звуковых сигналов или наблюдение за жестами человека);
- технические средства записи и хранения информации (электронные носители, диски, видеотехника и т.д.);
- интонации и эмоциональная выразительность.
Слушающий человек может по-разному воспринимать суть общения. Он может понимать информацию, осознавать ее объективное содержание, но при этом в его отношении к окружающему миру могут происходить или не происходить изменения. В таком случае говорят об основных механизмах понимания другого человека:
- идентификации,
- эмпатии,
- рефлексии.
Идентификация - слушатель ставит себя на место собеседника.
Эмпатия (сопереживание) - происходит при уподоблении текущему эмоциональному состоянию собеседника, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Рефлексия - это знание того, как один человек понимает другого, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Общение в туриндустрии включает в себя ряд способов воздействия собеседников друг на друга:
- заражение - это бессознательное, неконтролируемое принятие человеком определенных психических состояний;
- убеждение - логическое и аргументированное воздействие на личность с целью трансформировать взгляды человека в другую систему взглядов;
- внушение - способ психологического воздействия, основанный на неосознанном восприятии информации собеседником, происходит при условии авторитетности и доверия к внушающей стороне;
- подражание - это воссоздание одним человеком конкретных черт и образцов поведения другого человека.
Существует два способа подражания:
- подражание конкретному человеку,
- подражание нормам поведения, выработанным группой, например, следование моде.