Деловой этикет в туристской деятельности
Деловая этика в сфере туризма - это определенный свод правил образа действий при деловых и служебных отношениях персонала предприятия по отношению к клиентам и между собой.
В бизнесе деловой этикет имеет первостепенное значение. Для этикета в сфере туристского бизнеса характерны свои особые правила. Основными принципами этикета, имеющими отношение к туристской отрасли, являются:
- здравый смысл;
- независимость;
- нравственность;
- удобство;
- целесообразность;
- экономичность;
- естественность;
- консерватизм;
- распространенность;
- эффективность.
Здравый смысл применения этических норм предполагает достижение с их помощью разумных целей:
- сокращение рабочего времени,
- обеспечение порядка,
- поддержание дисциплины сотрудников.
Деловому партнеру нужно предоставить свободу выбора для выражения своего волеизъявления, терпимо относиться к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, различным деловым позициям.
Этические нормы в практике делового сотрудничества в туризме
Принцип этичности подразумевает позитивность сотрудников, их положительный настрой на работу, моральные и направленные на добро действия, недопустимость лжи клиентам или партнерам.
Выполнение этических норм для сотрудников туристского предприятия должно быть естественным и не навязанным со стороны.
Каждое предписание этикета в туризме должно быть целесообразным и служить достижению определенных целей.
- На исполнение требований делового этикета не стоит тратить много денег, поскольку высокая стоимость нравственности в бизнесе по своей сути уже неэтична, так как представляет собой вычет из доходов предприятия.
- Правила и нормы делового этикета должны быть естественными и непринужденными в исполнении, в противном случае они станут навязанными и отторгаемыми психологически. Однако следует провести грань и не путать непринужденность с бесцеремонностью, невниманием к окружающим, нахальством и невоспитанностью.
- Солидность, стабильность и надежность для потенциальных партнеров и клиентов достаточно привлекательны, такие проявления консерватизма как строгий деловой костюм сотрудников, манеры общения, приверженность традициям будут создавать у клиентов образ постоянного и устойчивого предприятия.
- Необходимо стараться, чтобы рекомендации делового этикета охватывали различные стороны деловых взаимоотношений, т.е. были универсальными.
Эффективность этикета в бизнесе - это использование его норм для получения экономической выгоды. Этот принцип может проявляться в снижении сроков выполнения договорных обязательств, увеличении количества заключаемых договоров, снижении количественной величины конфликтов в туристском предприятии.
Универсальные нормы делового этикета
Для оптимизации рабочего процесса персоналу туристского предприятия следует придерживаться следующих правил:
- владеть основами тайм-менеджмента, включающего планирование рабочего дня, пунктуальность, правильную расстановку приоритетов;
- учитывать интересы компаньонов и покупателей услуг без проявления личного эгоизма,
- грамотно излагать собственные мысли,
- сдерживаться в высказываниях,
- иметь деловой и опрятный внешний вид,
- соблюдать коммерческую тайну.
Значимость этикета в деятельности турпредприятия
Самыми важными составляющими результативной работы коммерческого предприятия является владение правилами этикета и культурой поведения, в то же время неправильный образ действий и невоспитанность персонала могут привести к:
- потере прибыли,
- разрушению карьеры сотрудников,
- потере престижа внутри коллектива,
- снятию заработной платы,
- потере работы.