Отличия туристического оператора от туристического агента
К числу услуг, которые используются туристами во время их путешествий, относятся следующие категории:
- Проживание;
- Транспорт;
- Питание;
- Оформление документов и страховых свидетельств и т.д.
Изначально данные услуги никак не связаны между собой, являются абсолютно самостоятельными. Именно туроператор объединяет их в единое целое, для того, чтобы турист мог потребить готовый продукт. Он осуществляет свою деятельность на основании специальной лицензии, формируя особые пакеты услуг (предложения), которыми может воспользоваться человек. Цена тура формируется из политики скидок, общей стоимости услуг, затрат на рекламу, а также из ответственности перед потребителем за качество услуг. Реализация продуктов осуществляется туроператором самостоятельно или через туристическое агентство. Однако туристическое агентство имеет конечные пакеты услуг, туроператор может комбинировать их по своему усмотрению.
Таким образом, туристическое агентство – это частная или государственная компания, которая предоставляет услуги, связанные с путешествиями и туризмом от имени различных поставщиков. Туропераатор — это организация, которая занимается самостоятельной комплектацией туров, формируя комплекс услуг для туристов, продвигая и реализуя туры.
Пакеты услуг туристических операторов
Составление туристических пакетов и их успешная реализация являются основой деятельности туристической компании. Это достаточно трудоемкий процесс, в ходе которого представители туристических агентств должны осуществлять следующие действия (функции):
- Изучить рынок и потребности туристов;
- Составить оптимальные программы туристических направлений, внедрить их на рынок;
- Работать с поставщиками услуг (гостиницами и отелями, перевозчиками и др.);
- Рассчитывать стоимость туров, устанавливать оптимальные цены и тарифы;
- Подготавливать и подбирать кадры (например, гидов, экскурсоводов, инструкторов и пр.);
- Рекламировать свою деятельность, работать с рекламными агентствами;
- Продвигать и реализовывать туры;
- Контролировать надежность, качество обслуживания клиентов;
- Поддерживать оперативную связь с туристами во время путешествия на случай возникновения непредвиденных ситуаций.
Выделяют следующие категории туроператоров:
По видам деятельности:
- Туроператоры массового рынка. Главная их цель – разработка туров в места массового туризма, пользующегося спросом, с использованием чартерных рейсов.
- Специализированные туроператоры. Данный вид туроператоров специализируется только на конкретных продуктах или сегментах рынка. В качестве такого может выступать отдельно взятая страна (например, только поездки в Грецию или Китай), виды туризма (например, зимняя рыбалка), категории туристов (молодожены), места дислокации (турбазы, отели и т.д), виды транспорта путешествия (поезда, теплоходы и т.п.).
По месту деятельности:
- Внутренние. Турпакеты составляются в пределах страны проживания, туроператоры ориентированы только на внутренний туризм.
- Выездные. Пакет услуг ориентирован на зарубежные страны, предлагаются туристические пакеты по различным направлениям.
- На приеме. Обслуживают туристов, которые прибывают из-за рубежа и базируются в определенной стране.
Реализация деятельности туроператоров осуществляется через посредников или самостоятельно, на усмотрение самой туристической компании. Деятельность турагентств осуществляется через договора, заключенные с туроператорами. Согласно данному договору, на туроператора накладывается обязанность сообщать турагентству о новых разработанных продуктах. Кроме того, туроператор несет ответственность за качество предоставляемых услуг, достоверную передачу информации, качество тура и различных его составляющих, а также за разрешение технических и организационных вопросов. В случае возникновения ситуаций, в которых туристы уже оплатили тур, однако отправить их по данному направлению не получается (по причинами, независящим от туроператора), туроператоры могут предложить замену тура, перенос даты тура, либо возврат денег.
Туроператоры взаимодействуют с тремя основными видами туристических агентств:
- Сетевые агентства – агентства, которые работают под одним названием. Они представляют широкий спектр услуг, имея массу офисов. Как правило, данными агентствами предоставляются не только качественный сервис, но и консультации по телефону и посредством сети Интернет.
- Уполномоченные операторские агентства – создаются самим же туроператором для реализации своих услуг. Выбор направлений путешествия зависит от ассортимента самого туроператора. При этом агенты должны быть прекрасно информированы о различных видах туров, уметь варьировать те или иные компоненты.
- Независимые агентства – с небольшим количеством сотрудников. Такие агентства работают по своему усмотрению с различными, наиболее лучшими туроператорами, предоставляя клиентами широкий ассортимент услуг и индивидуальных подход. Уровень сервиса зависит только от профессионализма специалистов в сфере менеджмента.
Регистрация деятельности туроператоров
Качество – это основное требование, которому должна отвечать деятельность туроператоров. Раньше туроператорам необходимо было иметь лицензию и пройти процедуру лицензирования. Однако с 2007 года предприятие должно только попасть в Единый федеральный реестр туроператоров, при наличии соблюденных условий, установленных законодательством.
Деятельность туроператора должна отвечать определенным стандартам, направленным на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области. Туроператоры могут объединяться между собой, создавая особые некоммерческие организации или объединения. Возможно также объединение не с целью оказания коммерческих услуг, но и экстренной помощи туристам.