Принципы оценки эффективности PR-кампаний в туризме
PR-кампания - это комплексное использование средств и рекламных материалов PR с целью достижения определенных результатов заданном промежутке времени в рамках общей концепции и влияния на мнения и отношения целевых аудиторий.
Целями PR-кампаний в туризме могут быть:
- поддержание репутации,
- популяризация имиджа,
- создание паблисити.
Оценка эффективности PR-кампании - это анализ аналогичности достигнутых результатов разработанным на этапе планирования задачам.
Для оценки эффективности PR-деятельности существует несколько базовых принципов, отступление от которых может существенно затруднить процесс оценивания:
- цели PR-деятельности должны согласовываться с целями туристской компании, ее стратегическими приоритетами в отношении с целевой аудиторией и общественностью;
- PR-деятельность должна оцениваться только в терминах public relations, недопустимо оценивать результаты активности в процентном отношении от прибыли, оборота или роста обращений клиентов в туристскую фирму;
- методы оценки PR-эффективности достаточно разнообразны, и применение тех или иных инструментов зависит от критериев конкретного проекта;
- оценка эффективности должна быть предусмотрена при планировании PR-мероприятия, где определяются тактические задачи и стратегические цели планируемой PR-кампании, при этом определение целей должно быть в понятиях и терминах, которые в дальнейшем смогут быть использованы в качестве критериев для оценивания эффективности PR-деятельности;
- измерение показателей эффективности не является оценкой эффективности;
- оценка эффективности не должна по стоимости превышать стоимость непосредственно PR-кампании.
Формы оценки эффективности PR-кампании в туристской сфере
На практике существует три формы оценки эффективности PR-кампании в туристской сфере:
- "План-факт" - в этом случае результативность PR-деятельности оценивается от выполнения всех запланированных акций и мероприятий, данный метод может достаточно точно отразить степень выполнения запланированных мероприятий при грамотном и качественном составлении плана.
- "От достигнутого" - применяется при однотипных регулярных акциях и позволяет сопоставить планируемые показатели аналогичных мероприятий, выявить достижения или их отсутствие, с учетом бюджета каждого сравниваемого мероприятия.
- "Цель - итоговый результат" - в данном случае эффективность оценивается по показателям реализации поставленных целей с учетом финансовых и временных соответствий плану.
Инструменты оценки PR-активности классифицируются по двум группам:
- качественные - фокус-группы, контент-анализ, экспертные опросы;
- количественные - on-line и телефонные опросы, опросы широких масс.
Не существует единой классификации методов оценки PR-кампаний, но к наиболее распространенным из них относятся:
- оценка эффективности, основанная на реализации всех поставленных при планировании целей;
- измерение и учет количественных показателей рекламной деятельности, это могут быть, например, информационные материалы, телефонные звонки, размещение статей в средствах массовой информации. Недостаток этого метода в отсутствии учета качественной характеристики показателей проведенной PR-кампании;
- учет "обратной связи" - определение насколько увеличилась осведомленность целевой аудитории и общественности о туристской компании или ее продукте, как изменилось общественное мнение о PR-объекте, удалось ли отвлечение от негативной информации или слухов, количество полученных откликов и т.д.;
- определение показателей дохода, выражающееся в росте продаж и прибыли, охвате новых целевых аудиторий.
Используя эти методы комплексно, можно получить наиболее достоверную оценку эффективности PR-кампании.