Сущность и виды издержек на турпредприятии
Издержки производства турпредприятия — это экономическое значение затраченного живого и овеществленного труда на создание продажу туристских услуг, которое определяется в денежном эквиваленте.
Существуют следующие виды издержек:
- Бухгалтерские издержки или явные издержки – подразумевают использование материальных средств, финансовых и трудовых ресурсов. Их показатели вносятся в бухгалтерский учет и учитываются при определении себестоимости турпродукта.
- Неявные издержки или издержки упущенных возможностей – альтернативные затраты, связанные с использованием ресурсов, находящихся во владении туристического предприятия. Данные показатели отображают возможный доход, который могла бы получить турфирма, если предоставила бы свои ресурсы за плату другим предприятиям.
- Экономические издержки – общий объем затрат создании турпродукта.
- Дополнительные издержки – затраты турфирмы, возникающие в процессе оказания услуг клиенту.
- Предельные издержки – показатель, который определяется отношением увеличения издержек к увеличению объема турпродукта. В каждой фирме существует определенный предел издержек, превышение которого делает производство невыгодным.
Классификация издержек по группировочным признакам
- по экономическим показателям издержек;
- возможности включения в себестоимость турпродукта — прямые и косвенные;
- калькуляционным пунктам себлестоимости;
- периодичности возникновения — текущие, единовременные, ежедневные и прочее;
- возможности планирования — планируемые, не планируемые;
- целесообразности затрат — производительные, непроизводительные;
- значении в создании турпродукта;
- в зависимости от объема продукции — постоянные, переменные и прочее.
Прямые (контролируемые) издержки возникают при выполнении основной деятельности турфирмы.
К косвенным (неконтролируемым) принято относить денежное вознаграждение административного и бухгалтерского подразделения. Косвенные издержки всегда возникают в процессе производства и переносятся на все организационно-структурные подразделения.
На переменные затраты влияет количество продаж. Постоянные затраты не зависят напрямую от реализации. С привелечением в произвордство основных средств и иных факторов показатель постоянных издержек терпит изменения.
Издержки, включенные в себестоимость турпродукта
Себестоимость туруслуг - это оценка денежных средств, используемых для создания природных условий, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и прочих затрат на создание, продвижение и продажу туристических услуг.
Следует отметить, что ебестоимость осуществляет контроль и учет, формирует цены на продукцию, характеризует показатели эффективности, выявляет оптимальность объема производства на предприятия, обосновывает принятие управленческих решений и прочее.
Существуют следующие виды себестоимости:
- общий объем реализуемых турпродуктов;
- объема продаж по различным видам деятельности;
- единица реализуемых туруслуг (туродень) .
Объект калькулирования себестоимости - единичный туристический продукт.
В себестоимость входят все издержки, возникающие при формиповании и процессе продвижения трпродукта.
Все издержки, входящие в себесмтоимость, группируются в зависимости от их экономического знгачения по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;
- затраты на социальные нужды;
- прочие затраты.