Понятие эффективности и классификация критериев эффективности
Экономическая эффективность в туризме – это деятельность по производству турпродукта, итогом которой является получение определенной выгоды в денежном эквиваленте с учетом издержек на производство и продвижение товара.
Экономическая эффективность подразумевает достижение определенного положительного результата от формирования туристской отрасли государством, предоставления туруслуг предприятиями, производственных процессов внутри компаний.
Экономическая эффективность определяется экономическими критериями и показателями.
Под общим критерием эффективности понимается максимальный уровень дохода при незначительных издержках. Частные критерии эффективности подразумевают вовлечение рабочих ресурсов , материально-технической базы , уровня прибыли (рентабельность производства и продукции).
Экономический эффект от туристской отрасли на территории отражается на показателях количества рабочих мест в туриндустрии, в повышения экономического развития туристских территорий и в формировании дополнительного дохода в сопутствующих отраслях.
Экономическая эффективность означает, что развитие туризма происходит одновременно с другими экономическими отраслями.
Экономические показатели эффективности
-
Производительность труда представляет собой определенное число турпродукции, созданной в расчете на одного сотрудника за единицу рабочего времени.
Она бывает как годовой, квартальной, месячной, сменной, часовой. Рассчитывается производительность труда в как стоимостном показателе, так и в натуральном выражении, а также в виде комплексного показателя динамики результативности труда.
Для турфирм, отрасли туризма, туристической территории годовая производительность труда в стоимостной оценке рассчитывается как делением выручки от продажи турпродукта к среднесписочной численности сотрудников.
Производительность труда в натуральном выражении рассчитывает, скольким клиентам предоставляет услуги один среднесписочный служащий туриндустрии , предприятия или туристской территории.
Комплексный показатель динамики эффективности труда вычисляется как среднегеометрическая величина произведения дпроизводительности труда в стоимостном выражении на производительность труда в натуральном выражении.
-
Трудоемкость – экономический показатель, обратный производительности. Рассчитывается делением фонда затраченного рабочего времени (в человеко-часах) к объему разработанной продукции в натуральном выражении.
-
Фондоотдача показывает результативность вовлечения основных фондов и вычисляется делением выручки от продаж к среднегодовой балансовой стоимости основных фондов.
Замечание 1Следует отметить,что для туроператоров это значение не играет решающую роль, потому что их издержки на основные фонды относительно малы. Но для транспортного, гостиничного обслуживания и прочих компаний, задействованных в сфере, он важен.
-
Оборачиваемость оборотных средств и продолжительность одного оборота отражает эффективность использования оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств выявляет скорость движения оборотных средств в процессе создания турпродукта и вычисляется как деление себестоимости реализованных услуг к средней сумме оборотных средств, находившихся во владении турпредприятия в рассматриваемом периоде.
Под продолжительностью одного оборота понимается отношение общего количества дней во временном периоде на число оборотов.
-
Рентабельность – это экономический показатель, отражающий прибыльность производства турфирмы за анализируемый период времени. Принято выделять рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции вычисляется отношением объема прибыли от продаж турпродукции к ее себестоимости в процентах.
Рентабельность производства рассчитывается делением балансовой (общей, полной) прибыли к среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств.
Факторы уровня экономической эффективности
На уровень экономической эффективности туристского производства влияет множество факторов.
Различают факторы, зависящие и не зависящие от работы турпредпрития.
К факторам, зависящим от производителя, относятся:
- материально-техническая база;
- устранение непроизводительных потерь рабочего времени и материальных ресурсов;
- обучение персонала, повышение квалификации, совершенствование условий труда;
- повышение уровня качества сервиса;
- нормирование и мотивирование труда;
Следует отметить, что от работы турпредприятия не зависит колебание среднерыночных цен, повышение уровня турпотока клиентов, использующих льготные путевки.