История формирования гостиницы как коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность в сфере гостиничного бизнеса выступает в качестве совокупности выполняемых в определенной последовательности процедур и мероприятий, реализуемых в процессе оказания гостиничных услуг с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей клиентов.
В гостиничном бизнесе эффективность коммерческой деятельности зависит от уровня квалификации работников, состояния материально-технической базы гостиницы, общего перечня оказываемых услуг, а также уровня конкуренции на рынке. Влияние на нее могут оказывать и иные, косвенные факторы.
Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно связано с историей развития общества. Так, первые гостиницы, как и сама профессия по обслуживанию путешественников, появились более чем 2 тыс. лет до н.э. Первые гостиницы известны еще древней восточной цивилизации. Древние римляне также строили специальные здания, которые были отведены под нужды путешествующих по государственным делам. Данные здания располагались у главных дорог и стали первыми прообразами постоялых дворов. Важную роль в развитии гостиниц сыграло также развитие торговых связей на Ближнем Востоке, Азии и Закавказье. Именно по этим регионам проходили крупнейшие торговые пути, для путешественников создавались специальные пункты размещения – караван-сараи. Они включали в себя помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Данные постройки были окружены высокой стеной, которая защищала здание от ветра, дождя и бури, а также от разбойников и грабителей.
В Средние века множество людей совершали паломничество к святым местам, а путники находили пристанище в монастырях и аббатствах. Церковь обязывала монастыри оказывать приют паломникам, кормить их и организовать для них ночлег. Однако развивались и постоялые дворы, их количество росло, но пока что они предлагают только кров, без оказания услуг питания. К XV веку к постоялым дворам присоединились почтовые станции. В XVI-м веке в Западной Европе были открыты первые кофейни, которые стали центрами культурной и литературной жизни того времени. В 1794-м году в США была открыта первая гостиница «Сити-отель» на Бродвее в Нью-Йорке, которая состояла из 70 комнат. К началу XX века в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвёздочные в современной терминологии) отели и гостиницы, которые удовлетворяли спрос самых изысканных путешественников.
Сущность коммерческой деятельности гостиницы
Коммерция представляет собой вид торговли, предпринимательства или бизнеса. Когда путник снимает номер гостиницы, то, таким образом, приобретает услугу. Услуги гостиничной сферы чрезвычайно разнообразны.
Одним из объектов оказания коммерческих услуг является гостиница. Гостиницы, находящиеся при них бары, рестораны используются не только туристами, но и местным населением, так как основной функцией гостиницы является представление ночлега людям, которые находятся вне дома, а также обеспечение их основных, базовых потребностей. Так, гостиницы используются для проведения деловых встреч, совещаний, конференций, а также для отдыха и развлечений. В этом смысле развитая гостиничная сеть также необходима, как хорошо развитая инфраструктура транспорта, система развлечений и т.д.
Требования, которые предъявляются к гостиницам, следующее:
- наличие здания и прилегающей к нему территории;
- качественное техническое обслуживание;
- наличие номерного фонда различных характеристик;
- высокий уровень технического оснащения;
- оснащение мебелью и инвентарем;
- наличие предметов санитарно-гигиенического оснащения номеров;
- наличие объектов общего пользования, общественных помещений, помещений для предоставления услуг питания;
- высокая квалификация персонала и должный уровень его подготовки, надлежащий внешний вид сотрудников, знание ими иностранных языков и т.д.
В настоящее время насчитывается более 30 систем классификации гостиниц, в каждой стране имеются свои стандарты. Наиболее распространённой системой классификации является «система звёзд», которая пришла к нам из Европы. Она базируется на французской национальной системе классификации, в основе которой лежит разделение гостиниц на звезды от одной до пяти. Подобная система применяется во Франции, Египте, Австрии, Китае, России, Бразилии, а также некоторых иных государствах. В Италии для того, чтобы обозначить наиболее качественный пятизвёздочный отель, введена специальная приставка «luxury» (роскошный).
От категории отеля зависит и организация его коммерческой деятельности, а также системы управления. Так, система управления будет зависеть от вместимости номерного фонда гостиничного предприятия, который, как правило, составляет от 100 до 1000 номеров, хотя гигантские отели могут иметь номерной фонд и более 1000 номеров.
Рисунок 1. Основные службы гостиницы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффективность работы гостиниц
Эффективность работы гостиничного комплекса зависит от успешности в различных сферах. Конкурентоспособность необходима не только для выживания и процветания любой гостинице, что обусловлено постоянно растущей конкуренцией, но и для удовлетворения потребности спроса туристов. Кроме того, получение определённого дохода позволяет оплатить необходимый кредит, вознаградить персонал, а также получить прибыль, которая удовлетворит не только владельцев, но и инвесторов. Именно поэтому существует необходимость постоянно повышать качество работы гостиничного бизнеса для того, чтобы клиенты были довольны и захотели вернуться в данную гостиницу.
Предложенные мероприятия должны приносить гостинице определённую прибыль, удовлетворять потребности гостей. Необходимо учитывать, что потребности людей растут с каждым годом под влиянием общества и появлением новейших технологий. Поэтому гостиничный бизнес не должен отставать от данных сфер. Важную роль играет любая, мельчайшая деталь интерьера, обслуживания, оформления номеров и т.д.