Понятие системы туризма
Cистема - это совокупность множества элементов, которые находятся между собой в тесных отношениях и взаимосвязях, и образуют определенное единство.
Говоря о системе социально-культурного сервиса и туризма подразумевают совокупность и единство отношений и процессов, происходящих в туристской сфере.
Система туризма является системой взаимоотношений, внутри которой туристские регионы, предприятия и организации взаимодействуют с окружающей внешней средой.
Система туризма включает в себя:
- субъект туризма - сторону, участвующую в туристском мероприятии с целью удовлетворения своих потребностей путем получения туристских услуг;
- объект туризма - то, что желает получить субъект туризма и является целью его путешествия.
Объектом туризма можно считать туристский регион, включающий все его туристские структуры.
Система туризма находится в общественной среде, которая представлена следующими отраслями:
- политикой,
- экономикой,
- технологиями,
- экологией,
- социальной системой.
Зависимость туризма от окружающей внешней среды является самой значительной его особенностью. Между внешними системами и сферой туризма существуют определенные взаимоотношения. Из этого следует вывод: туризм - это открытая система, которой возможно и необходимо управлять, применяя принципы и методы современного менеджмента.
Особенности системы управления в туристской сфере
Система управления в сфере туризма имеет ряд особенностей, определенных специфическими свойствами туристских услуг.
Для эффективной деятельности туристского предприятия необходимо определить направление работы управленческого аппарата, и немаловажную роль здесь играет качественное правовое и организационное обеспечение управленческой деятельности в туризме.
Субъект управления - это лицо или группа лиц, осуществляющее принятие решений в области организации производства и оказания туристских услуг, а также обладающее правом использования ресурсов для осуществления этих решений.
Субъект управления действует в рамках своих полномочий, соответственно своим целям и интересам, опираясь на имеющиеся ресурсы.
Управление в туризме представляет собой систему деятельности, составляющими частями которой являются различные виды деятельности, осуществляемые управляющими субъектами:
- потребителями,
- менеджментом туристских фирм,
- органами власти.
В туризме выделяют три вида управления:
- Внешнее управление - государственное регулирование отрасли и регламентация.
- Внутренне управление - профессиональное управление на отраслевом уровне и уровне туристских предприятий.
- Самоменеджмент.
Управляющими субъектами на государственном уровне являются государственные органы власти и органы местного самоуправления, регулирующие отрасль при помощи нормативных актов; управляемые субъекты - исполнительные органы, отвечающие за реализацию принятых нормативных актов, а также представители туристского бизнеса и туристы, действующие в рамках федеральных, региональных и местных нормативных актов.
На уровне внутреннего управления менеджерами выступают руководители компаний социально-культурной сферы:
- турагентов,
- туроператоров,
- страховых компаний,
- авиакомпаний,
- визовых центров и консульств,
- директора гостиниц,
- руководители отраслевых союзов, регулирующие взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой в процессе создания и реализации туристского продукта.
На уровне самоменеджмента потребители туристских услуг:
- организовывают собственный отдых самостоятельно,
- определяют критерии для отбора тура,
- принимают участие в подготовке тура.