Мотивация. Мотивированная трудовая деятельность
Мотивация - это процесс побуждения других людей и себя к деятельности для достижения целей организации и личных целей, другими словами это сознательный выбор того или иного поведения, определяемый комплексным воздействием внешних стимулов и внутренних мотивов.
Мотивация персонала к труду является значимым фактором успешности любой организации, особенно в социально-культурном сервисе и туризме, которая зависит от эффективности взаимоотношений работника и клиента. Именно уровень обслуживания является причиной повторного посещения клиентом фирмы, и высокая степень мотивации сотрудников является жизненно необходимым для эффективности деятельности всей организации.
Мотивированная трудовая деятельность - это комплекс, в котором взаимодействуют следующие элементы:
- социальные обстоятельства, ценности и блага, способные удовлетворить работника,
- потребности работника,
- труд в качестве деятельности и поисковая активность,
- эмоции и переживания в процессе труда,
- соотношение затрат и выгоды от труда,
- установки в поведении работников как проявления психики и поведения,
- внешние и внутренние условия жизнедеятельности,
- интересы и идеалы человека, т.е. форма проявления потребности на определенные блага.
Стимулирование персонала социально-культурного сервиса и туризма направлено на:
- рост профессионального мастерства,
- повышение качества обслуживания потребителей,
- поощрение к внесению предложений по совершенствованию деятельности фирмы.
Для создания мотивации персонала индустрии туризма большое внимание необходимо уделять информированию работников о:
- целях компании,
- истории компании,
- принятых мерах и стиле управления,
- функциях,
- структуре,
- задачах и ответственности.
Система мотивирования
Система мотивирования персонала зависит от фазы экономического цикла организации. Так, при экономическом росте применяются:
- денежное премирование,
- должностное продвижение,
- повышение самостоятельность работника,
- увеличение ответственности,
- расширение производства,
- увеличение продуктивности.
В период экономической стабильности концентрируются на:
- увеличении объема продаж,
- совершенствовании управления,
- распознавании творческих находок, способных повысить конкурентоспособность продукции.
Мотивация при экономическом спаде включает в себя:
- стимулирование повышения качества продукции,
- снижения себестоимости,
- увеличение эффективности рекламы.
Как правило, человек мотивирован своей деятельностью, он может объяснить причины и обстоятельства, побудившие его к определенным поступкам. Система устойчивых мотивов называется направленностью личности. Она характеризуется интересами личности, убеждениями, склонностями, идеалами и мировоззрением.
Условиями для обеспечения необходимого уровня мотивации являются:
- справедливая оплата труда,
- гарантия сохранности рабочего мета,
- привлечение работников к участию в управлении,
- гласность решений по кадровым вопросам.
Материальное и моральное стимулирование
Материальное и моральное стимулирование труда имеет определенные требования организации:
- комплексность - целостность стимулов, зависящих от подхода к управлению персоналом, традиций предприятия и опыта,
- дифференцированность - индивидуальный подход к поощрению разных групп работников,
- оперативность и гибкость - пересмотр стимулов в зависимости от изменений в коллективе и обществе.
К материальным стимулам относятся:
- прямые - заработная плата и премии,
- косвенные - путевки, обучение, социальный пакет, транспорт.
Нематериальные стимулы подразделяются на:
- моральные - награды, уважение со стороны родственников и друзей,
- социальные - планирование карьеры, возможность профессионального роста, престижность труда,
- творческие - возможность самореализации и самосовершенствования.
Чтобы стимулы имели максимальное воздействие, необходимо соблюдение некоторых принципов:
- доступности,
- ощутимости,
- постепенности,
- сочетание моральных и материальных стимулов,
- минимальный разрыв между результатом труда и его оплатой.