Роль маркетинга в туризме
С каждым годом российский туризм становится все более актуальным на международном рынке. Развитие отраслей туризма как никакая другая сфера стимулирует создание рабочих мест, развитие малого бизнеса, а также использование внутренних ресурсов страны в качестве туристического потенциала. За счет туризма развиваются такие секторы экономики, как транспорт, торговля, рынок товаров народного потребления, сферы связи и т.д. Для нашей страны, особенно для отдалённых регионов, туризм зачастую является одним из основных источников дохода.
Однако для того, чтобы информация о каких-либо туристических турах или продуктах была донесена до потребителя, требуются её реклама и продвижение. В настоящее время продвижением занимается такая отрасль экономики, как маркетинг. На сегодняшний день газеты, журналы, телевидение, сеть Интернет переполнены разнообразным видом рекламы, в том числе и туристическими предложениями. Поэтому успех современной фирмы зависит от того, насколько качественно они смогут прорекламировать себя, донести до потенциального клиента информацию о своем туристическом продукте, вызвать соответствующие ответные действия. Данные задачи являются выполнимыми, если фирма сотрудничает с грамотным маркетологом.
Туристический маркетинг представляет собой совокупность приемов и методов сбора и анализа информации, с целью наилучшего удовлетворения потребностей клиентов с точки зрения психологических, социальных, а также иных факторов, оказывающих влияние на туристическую область.
К задаче маркетинга относится распознавание скрытого спроса на товар или услугу, которые может предложить предприятие. Основной целью маркетинга является принесение прибыли конкретной организации. С этой точки зрения маркетинг должен выполнять главную задачу – успешно рекламировать и продвигать.
Рисунок 1. Элементы маркетинга в туризме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Назначение маркетинговых технологий
Объект анализа любого маркетинга – это поведение потребителей на рынке. Центральной идеей любого маркетинга являются продажи конкретного продукта или товара.
Выделяют следующие цели маркетинга:
- Экономические. Они выражаются через цифровые показатели или процентное соотношение.
- Эгоистические. Направлены на анализ статуса туристической компании, а также изучение вопроса улучшения её имиджа. Подобные стремления связаны с вопросами сохранения независимости, повышения стабильности бизнеса и так далее.
- Социальные. Тур разрабатывается таким образом, чтобы им могли воспользоваться любые категории населения, в т. ч. имеющие низкие доходы. Кроме того, турпродукты могут способствовать охране окружающей среды, снижению уровня безработицы, поддержанию малого бизнеса и т.д.
Индустрия российского туризма характеризуется наличием большого количества предприятий, которые не имеют опыта применения маркетинговых технологий. Кроме того, у многих из них отсутствуют денежные средства на привлечение соответствующих специалистов в данной области, оплату маркетинговых расходов. Принимаются только беспорядочные попытки продекламировать свою деятельность, продвинуть свой бизнес.
Выбор той или иной маркетинговой технологий позволяет определить программу развития внутреннего туризма, которая может формироваться, в том числе, на национальном уровне. Однако в настоящее время на территории России подобные программы разрабатывается редко. А те фирмы, которые работают уже длительное время, также редко пользуются услугами маркетолога.
Между прочим, туристический продукт является таким объектом, которым необходимо доносить до потребителей индивидуально. При этом туроператору необходимо прибегать к помощи туристических агентств, которые прямо или опосредованно работают с клиентами. Требуется подробно изучать проблему туристического спроса.
Объем потенциального спроса на туристические продукты определяется исходя из количества человек, которые желают путешествовать. Маркетологи должны сократить разницу между количеством потенциальных и действительных клиентов.
Основные элементы маркетинга в туризме
Спрос на туристические товары зависит от ряда факторов, многие из которых являются переменными и не зависят от контроля со стороны туристических операторов или туристических агентов. Среди них можно выделить следующие факторы:
- Вопросы подготовки путешествия. Клиенту требуется подробная информация о предстоящем путешествии, консультации, разрешение вопросов по продаже билетов, обмена валюты, покупки необходимых вещей, в том числе одежды, снаряжения и т.д.
- Вопросы передвижения, перевозки к месту пребывания клиента.
- Вопросы проживания и питания, причём не только в отелях, но и в кемпинге, ресторанах.
- Разнообразие деятельности на месте размещения. Туристу важно наличие развлечений, возможность заняться спортом, осуществлять покупки, посещать какие-либо музеи и т.д.
- Вопрос личных нужд. Для многих потребителей очень важна необходимость покупки предметов первой необходимости, оказание качественной медицинской помощи и т.д.
- Вопросы фиксации впечатлений. Для некоторых туристов приоритетом может стать наличие фото и видео специалиста, покупку сувениров и т.д.
Маркетологи, кроме того, оценивают покупательскую способность будущих туристов, что является одним из факторов, влияющих на развитие туризма. Когда у людей увеличиваются личные доходы, происходит перераспределение общих доходов в целом, что влияет, в том числе, и на отрасль туризма. Чем быстрее растут доходы, тем быстрее растёт спрос на услуги туризма.
Когда изменяется возрастная структура населения, это также оказывает влияние на различные экономические сферы, в том числе и на отрасль туризма. Увеличение среднего возраста приводит к увеличению дохода, что позволяет путешествовать. Важное влияние оказывает и наличие свободного времени у людей. Чем больше свободного времени у человека и чем больше продолжительность оплачиваемого отпуска, тем выше спрос на туризм. Важную роль на спрос оказывает и сам рынок туристических услуг, который предлагает потребителям определённый продукт. Чем больше возможность выбора туристических продуктов, тем выше спрос на туризм.
Рисунок 2. Особенности маркетинга в сфере туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ