Основные этапы становления отрасли туризма
Историческое формирование отрасли туризма берет свое начало еще в древности и видоизменяется с развитием человечества, научно-техническими открытиями, подчиняясь изменениям во всех сферах общества.
Принято разделять четыре этапа становления туриндустрии:
-
К первому этапу относится исторический период от древнейших времен до начала XIX века.
-
Второй этап характеризуется как промежуток между началом XIX века и началом XX века.
-
Третий этап затрагивает период от начала XX века до Второй мировой войны.
-
Четвертым этапом считаются послевоенные годы до наших дней.
В ходе разработки данных этапов теоретики туризма ссылались на экономические, социальные, а также материально-технические предпосылки. Были учтены функции туризма в разные исторические периоды, его влияние на жизнь общества.
Таким образом, развитие отрасли туризма берет свое начало с древнейших времен и до наших дней, проходя при этом четыре этапа становления.
Зарождение туризма в древности и средние века
Первый этап становления туристской отрасли также часто называют предысторией туризма. Ученые, чаще всего, относят к нему период античности в Древней Греции и Риме. Целями путешествий выступали торговля, религия, лечение, учеба. Появились первые спортивные поездки.
Для Средних веков паломничество становится основным видам туризма. Путешественники стремились посетить священные места. Позже, Европейские страны вступают в эпоху Возрожения и религиозный туризм уходит на второй план. Происходит усиление индивидуальных туров.
Эпоха Просвещения ознаменовалась возникновением образовательного туризма. Наиболее элитные слои населения, как правило, молодые люди отправлялись в соседние европейские страны с целью получения ученой степени, способствующей в будущем выбору профессии в области политики, экономики и прочее.
Следует отметить, что туризм в данный период времени обладал рядом признаков, среди которых:
-
Туризм не являлся целью для путешественника, а лишь способом, средством достижения других целей, вынужденной необходимостью.
-
Транспортное обеспечение носило примитивный характер и не обладало никаким уровнем комфорта.
Существенные изменения произошли с развитием мануфактурного производства. Также стимулирующими факторами выступили промышленные перевороты XVIII-XIX веков. Произошло разграничение труда и появлением свободного времени.
Элитарный и довоенный туризм
Следующий период становления индустрии туризма принято называть элитарным. Он ознаменовался появлением специализированных предприятий, занимающихся туризмом. Главным стимулирующим фактором выступает совершенствование транспортных средств.
Значительными событиями в сфере перевозок стали изобретение в $1807$ г. Фултоном первого парохода и в $1814$ г. Стефенсоном первого паровоза. Произошло совершенствование услуг почтовых отправлений, а также расширения сети дорог. При этом повышается качество перевозок, поездки становятся более комфортными и экономичными.
Середина XIX века привела к возникновению первых пароходных компаний, осуществляющих эмиграцию в Новый Свет.
Еще одним стимулирующими факторами стали научно-технический прогресс и появление профсоюзов на предприятиях. Повышается уровень жизни населения.
В данный период стали появляться первые гостиницы премиум-класса для людей с высоким уровнем дохода. Их главной чертой являлась роскошь. Со второй половины XIX века происходит расширение сферы производства. Открываются первые бюро путешествий, которые разработали первые пэкидж-туры. Первый тур был представлен Томасом Куком в $1841$ г. и представлял собой двадцатимильное путешествие по железной дороге, в которое входило чай, булочки и прослушивание духового оркестра. С $1862$ года начинается издание туристских каталогов, что привело к повышению спроса.
Довоенный период развития туризма характеризуется появлением и расширением такого понятия как социальный туризм. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Но положительным моментом является становление массового туризма расширение потенциальных потребителей на все слои населения.
Послевоенный этап развития туриндустрии
Массовый туризм получил свой расцвет в четвертом этапе становления индустрии туризма. Это уже не предмет роскоши как было в период элитарного туризма, а насущная потребность населения в индустриально развитых странах, где преобладает городское население.
Продолжается активный рост новых предприятий индустрии туризма в западноевропейских странах. При этом целевой аудиторией выступали большей частью американских, что привело к преобладанию долларовых капиталовложений.
Послевоенный период ознаменовался тем, что отрасль туризма получила дифференцированный характер, в котором принимают участие не только элитные слои населения, но и средний класс и определенное количество туристов из низших слоев населения. Главной его чертой считается большое разнообразие предпочтений и мотиваций клиентов. Это привело к появлению множества очень узкоспециализированных сегментов в туристском рынке и широкий диапазон предлагаемых туруслуг.
В данный период появляется рекреационный аспект. Туризм начинает рассматриваться как обычное явление жизни, необходимое для восстановления сил для более продуктивной работы.
Происходит стандартизация туруслуг и предложение пэкидж-туров. Расширение спроса на турпродукт приводит к увеличению новых предприятий туризма и вовлечение в отрасль других областей народного хозяйства. В первую очередь это транспорт и торговые компании. Туризм становится полноценной отраслью мировой экономики.
Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.