Инновации о инновационная деятельность
Туризм крайне чувствителен к разнообразным политическим и социально-экономическим изменениям. Имея тенденцию к постоянному росту, согласно ежегодным докладам Всемирной туристской организации UNWTO, сфера туризма требует внедрения постоянных инновационных решений на международном, государственном, региональном, а также отраслевом уровнях.
Процесс разработки инноваций близок к понятию творчества. Творчество относится к производству новых идей, подходов и изобретений, в то время как инновация соответствует применению новых и творческих идей и реализации изобретений.
Большая роль в разработке инноваций отведена потребностям туристов. С течением времени туристские предпочтения меняются, появляются новые потребности в качестве туристских услуг, их наполняемости и доступности. Например, с развитием социальных сетей, все большую популярность набирают аккаунты инстаграм-путешественников, которые формируют мнения туристов о той или иной дестинации, на смену классическим турагентствам постепенно приходят on-line агентства.
Факторы, определяющие инновационное развитие представлены на Рис.1
Сущность инноваций в туризме
В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на современные научные разработки и технологические решения. Индустрия туризма выступает в качестве инициатора инновационных процессов, поиска и освоения новых рынков. Благодаря достаточной гибкости туристских услуг, непрерывно изменяются формы и способы предоставления туристских услуг, открываются и разрабатываются новые возможности для путешествий, повсеместно внедряются современные передовые технологии.
Туризм как социальное явление отражает стремление к познанию исторического и культурного наследия стран и народов, сохранению окружающей среды и в целом улучшение качества жизни людей, что приводит к повышению устойчивости туристских дестинаций.
Под инновациями в туризме стоит подразумевать определенный результат деятельности, который воплощен в новый и усовершенствованный туристский продукт, технологические процессы, новые услуги и сервисы, а также подходы к удовлетворению туристских потребностей.
Инновации в туризме имеют несколько характерных черт:
- изменяющиеся потребности людей в расширении кругозора, познании новых дестинаций, культур стран и народов, получении нового опыта и знаний формируют новые пути реализации туристских решений;
- рост конкуренции на туристском рынке как на международном, региональном и местном уровнях;
- пресыщенность традиционных туристских маршрутов;
- сочетание привлекательных условий отдыха для полного удовлетворения потребностей самых взыскательных туристов;
- переход от экономики предложения к экономике спроса;
- возможность регулировать внутренние и выездные потоки туристов.
Ключевые инновационные тренды от Amadeus:
- Умный потребитель. Туристское предложение должно быть четким и ясным, разнообразным и креативным, on-line и off-line контент должен быть цельным.
- Уникальность поиска. Туристы определяют себя больше как открыватели, нежели просто туристы, ожидают получить аутентичный туристский опыт, хотят, чтобы путешествие было более кастомизировано (сделано с учетом индивидуальных потребностей).
- Социальное взаимодействие. Подразумевает, что путешественники должны чувствовать свою важность, доступ к услугам должен быть в режиме 24/7, социальные медиа выступают в качестве развлечения.
Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего туристского продукта, поиск новых ниш, освоение новых рынков, на модернизацию комплекса туристских услуг, внедрение передовых информационных, телекоммуникационных и мобильных технологий, а также современных форм организационно - управленческой деятельности.