Понятие экономической эффективности
Существует множество целей в гостиничной индустрии, но самой главной является получение максимально хороших экономических результатов, стремление к получению прибыли, учитывая долговременную перспективу развития предприятия.
Исходя из этого, главным показателем деятельности гостиничного предприятия выступает экономическая эффективность. Она является также способом контроля производства в гостинице в условиях повышенной рыночной конкуренции.
Экономическая эффективность – это отношение полученных результатов в итоге работы отеля к затратам, включая производство осязаемых товаров и неосязаемой услуги.
Осязаемая продукция представляет собой продукты питания и напитки, которые предоставляются постояльцам, в то время как услуги, оказываемые сотрудниками гостиницы, являются менее осязаемыми и и их оценка достаточно субъективна.
В итоге намного сложнеегусовершенствоать то, что неосязаемо, и добиться постоянного удовлетворения гостя оказываемым сервисом. Проще и правильнее вычислять абсолютные величины расчета результативности, такие как прибыль, окупаемость инвестиций и вложений.
Гостиница должна владеть информацией, характеризующей эффективность с точки зрения отношения полуенных результатов к тому что было затрачено, учитывая при этом, учитывая при этом издержки на на содержание персонала, которая которые являеются самой большой статьей расходов в гостиничном бизнесе.
Экономическая эффективность дает качественную и количественную оценку использования некоторых видов издержек и ресурсов, то есть экономическую результативность работы гостиницы.
В зависимости от цели анализа и оценки деятельности гостиницы экономическая эффективность подразделяется на два вида:
- общая, которая необходима в случае определения уровня использования внутренних ресурсов гостиницы;
- сравнительная, которая оценивает результативность работы отеля по сравнению с показателями предшествующих периодов или других предприятий размещения.
Следует отметить, что полную оценку экономической эффективности работы предприятия невозможно рассчитать, используя только один показатель.
Разнообразие особенностей различных форм производственной и финансовой работы гостиницы предусматривает большое число экономических показателей.
Общие показатели эффективности
Показатель - это признак, который описывает одну грань явления или деятельности , их количественные или качественные особенности, а также уровень достижения стратегической цели.
Среди величин, определяющих общую экономическую эффективность выделяют:
- общие показатели. Они состоят из абсолютных (комплекс показателей прибыльно 2.сти) и относительных величин (комплекс показателей рентабельности).
- частные показатели. Их задача – оценка результативности включения отдельных видов ресурсов и мощностей, и, чаще всего, данные величины бываютотносительными. К ним относятся следующие экономические показатели:
- показатели эффективности использования производственной мощности - рентабельность, коэффициент использования производственной мощности;
- показатели эффективности основного капитала – фондоотдача, фондоёмкость, фондовооруженность;
- показатели эффективности оборотного капитала – оборачиваемость, длительность одного оборота;
- показатели эффективности трудовых ресурсов – выработка, трудоемкость.
Все вышеперечисленные величины показывают экономический эффект и результативность гостиничного бизнеса.
Следует заметить, что главным недостатком этих показателей является их статичность.
Они дают предсталение об эффективность работы предприятия размещения на определенный временной период и дают оценку эффективности производственной деятельности фирмы, но не отражают информацию о том, насколько хорошо она функционирует.
Показатели сравнительной экономической эффективности
Для понимания, эффективно осуществляет свою деятельность гостиница существуют вычисляются сравнительные показатели экономической эффективности. Все показатели делятся на две большие группы – внешние и внутренние.
К внешним относятся:
- абсолютные (сравнение рентабельности, прибыли, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки);
- относительные (отношение рентабельности, прибыли, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки).
Среди внутренних величин принято выделять:
- абсолютные, которые включают рост рентабельности (прибыли, выручки,мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки) и снижение себестоимости (фондоемкости, длительности одного оборота, трудоемкости).
- относительные (прирост рентабельности, выручки, мощности, фондоотдачи, оборачиваемости, выработки).