Представление о стратегическом менеджменте
Менеджмент — это искусство управления. Классический менеджмент содержит в себе много компонентов. С развитием социально — экономической системы и мировой экономики, классический менеджмент стал распадаться на более интересные и перспективные направления. Одно из таких направлений — стратегический менеджмент.
Стратегический менеджмент представляет собой эффективную управленческую деятельность, которая направлена на достижение планируемых целей. При этом, руководитель должен учитывать особенности предприятия, рынок сбыта, ресурсы, потенциал, время, возможные изменения внешней среды и риски.
Стратегический менеджмент может восприниматься руководителем как процесс определения долгосрочных целей и плана. При этом учитывается весь процесс поведения сотрудников от постановки цели до оценки результатов. Руководитель и его сотрудники должны иметь четкое представление о линии поведения во время реализации долгосрочных стратегических проектов.
Функция менеджера в процессе реализации стратегического плана считается выполненной, если процесс хорошо управляется, а каждый сотрудник понимает и ассоциирует свою роль в данном процессе. Кроме этого, работник должен обладать всеми необходимыми инструментами для решения поставленных задач. Рассмотрим этапы стратегического управления более подробно.
Этапы стратегического управления
- Выбор сферы деятельности предприятия
- Выбор целевого назначения фирмы
- Переход к стратегическому и тактическому планированию
- Выбор наиболее выгодной стратегии развития предприятия
- Составление стратегического плана
- Сопоставление плана и целей предприятия
- Корректировка выявленных несоответствий
- Внедрение стратегического плана
- Контроль деятельности сотрудников
- Оценка эффективности стратегии
Процесс стратегического планирования является непрерывным. Для того, чтобы он проходил эффективно и соответствовал целям организации, руководитель может разбить данный план на несколько более мелких. После этого, их можно трансформировать в конкретные задачи, которые можно назначить для выполнения сотрудникам. При таком подходе стратегия реализуется на практике в более сжатые сроки. Этот способ стратегического развития предприятия стал довольно популярен благодаря американским предпринимателям. Они были первыми бизнесменами, которые применили данный способ на практике и доказали его эффективность.
Данная особенность быстро распространилась среди руководителей и стала очень популярной. В настоящее время данная методика используется как для развития предприятий, так и для повышения показателей личностного роста. Коучи рекомендуют своим подопечным представить поставленную глобальную задачу в виде маленьких практический действий. Последовательно выполняя каждое действие, человек неизбежно приходит к поставленной цели. Рассмотрим роль стратегического менеджмента.
Роль стратегического менеджмента
Непосредственная роль стратегического управления состоит в том, чтобы оказать практическую помощь руководителю организации в адаптации к изменениям внешней среды. Внешняя среда находится в постоянной динамике. Эффективный руководитель для того, чтобы сохранить предприятие, должен своевременно реагировать на внешние и внутренние процессы. Изменения касаются как самого предприятия, его структуры, так и его текущей деятельности.
Причины организационных изменений
- Инициатива руководителя
- Устаревшая форма управления
- Стратегическое планирование
- Государственная инициатива
- Политика конкурентов
- Спрос потребительский
- Изменения рынка и структуры экономической системы