Особенности стратегического управления
Управление организацией в настоящее время выступает одним из инструментов поддержания высокого уровня функционирования предприятия в долгосрочном периоде. Менеджмент выделен в отдельную научную дисциплину, чья цель заключается в обеспечении согласованности, единой направленности и эффективности коммерческой или производственной деятельности объекта хозяйствования с целью извлечения максимальной прибыли.
Стратегический менеджмент представляет собой одно из направлений управления организацией. В его основе лежит планирование общей деятельности предприятия и постановка глобальной цели, которую предприятию необходимо реализовать, в конечном счете.
Можно сказать, что именно стратегическое управление занимается вопросами поддержания конкурентоспособности и высокой эффективности деятельности предприятия на всех этапах его существования. Кроме того, стратегический подход позволяет минимизировать негативные тенденции, возникающие в процессе жизнедеятельности компании. За счет тщательного планирования руководитель имеет определенный инструментарий, позволяющий ему быстро решать проблемы и кризисы.
Стратегический подход включает в себя:
- выработку общей философии компании, ее миссии;
- разбивку глобальных целей на тактические подзадачи и процессы;
- поиск методов и принципов достижения стратегических целей и задач;
- выбор максимально подходящей стратегии;
- внедрение разработанных идей в практическую жизнь;
- отслеживание и оценка результатов проведенных мероприятий.
Разработка стратегии требует тщательного анализа факторов, способных повлиять на результат работы компании. Кроме того, аналитическая работа так же предполагает работу с сильными и слабыми сторонами предприятия для выявления потенциала и возможных рисков. Внедрение стратегии на практике требует согласованной работы всех структурных образований предприятия. Отслеживание результатов деятельности, качества функционирования компании так же является частью стратегического управления. Такой подход позволяет руководителю иметь доступ ко всей необходимой информации в целях своевременного реагирования на любые негативные тенденции.
Стратегическое управление в России
В России сложилась такая ситуация, что стратегическое управление существует только на словах. В практике современных российских предприятий используется понятие длительного планирования и развития, однако, зачастую оно не имеет под собой научного обоснования, которое широко используется в работе западных компаний. Получается, что фактически предприятия не придерживаются какого-либо ведущего направления или сферы деятельности. Эта особенность связана со стихийным переходом к рыночным отношениям. Если на Западе рыночная модель внедрялась поступательно, накапливая опыт и методы ведения бизнеса, то в России все происходило стремительно методом «проб и ошибок».
Можно сказать, что в нашей стране управление носит больше интуитивный характер, выстроенный на таланте и работоспособности предпринимателя.
На российском рынке существует мнение, что любой принцип руководства можно внедрить директивно прямыми указаниями. Этот подход является в корне неверным, так как отсутствие практики стратегического планирования снижает любые мероприятия по внедрению принципов стратегического менеджмента. Связано это с тем, что любая компания в своей жизнедеятельности переживает циклические процессы роста и спада, проходит эволюционные этапы, которые необходимо вписывать в общее направление длительного развития предприятия.
Кроме того, большинство руководителей крупного российского бизнеса создали свои компании в период нестабильной экономики. Управление таких предприятий держится на их харизме и предпринимательском таланте. Однако, развитие компаний на современном этапе требует перехода к планированию и рутинной глубокой проработке всех процессов, особенно, для крупных корпораций национального масштаба.
Планирование и стратегическое управление требует построения моделей процессов, основанных на тщательном анализе, что зачастую идет в разрез с предпринимательскими навыками руководителя. Но такой подход позволит вывести предприятие на новый профессиональный уровень деятельности, позволит сохранять работоспособность и высокий уровень конкурентных преимуществ в долгосрочном периоде.
Проблемы стратегического управления в России
В настоящее время на первый план выходит человеческий капитал, поэтому первостепенной задачей стратегического менеджмента является эффективная организация работы персонала. Отсутствие долгосрочного планирования приводит к следующим проблемам в работе с сотрудниками:
- Появляются рабочие места, которые требуют редких профессий или специальной подготовки, что усложняет процесс подбора персонала.
- Существенный рост цен на переподготовку кадров и профессиональное обучение.
- Быстрое развитие технологий и процессов, требующих новых навыков.
- При наступлении кризисных ситуаций обычно первым страдает персонал в части оплаты труда или сокращении.
- Неопределенность будущего может привести к формированию лишнего штата, либо недобору сотрудников.
Такие проблемы на предприятии возникают вследствие несогласованности работы всех отделов и подразделений. Работа с персоналом обычно не включает в себя расчетов финансовых инвестиций для вложений в развитие и переподготовку сотрудников. В данной сфере достаточно редко применяются технологии стратегического планирования и управления. Обычно все вопросы решаются стихийно по мере возникновения новых тактических задач.
Можно сказать, что переход к рыночным отношениям в России заложил основу для внедрения принципов стратегического управления в компаниях. Однако, темпы наращивания потенциала данной сфере менеджмента до сих пор достаточно низки. Связано это с тем, что переход к новым формам управления сталкивается с пережитками старой системы менеджмента, отсутствием необходимой научной базы для эффективного внедрения новейших принципов работы. Стихийный принцип развития отношений на рынке так же дестабилизировал положение многих компаний и требует от них тактического оперативного подхода в управлении. Для разработки стратегического менеджмента просто не остается финансовых и временных ресурсов.