Элементы стратегии организации
Стратегия – это единая концепция достижения главных целей компании и решения стоящих перед ней проблем, распределения необходимых для этого ограниченных ресурсов. Стратегия является комплексом управленческих решений, которые отражают реакцию фирмы на внутренние и внешние условия ее функционирования. Для развития стратегии на средних и низших уровнях управления следует разработать краткосрочную стратегию. Долгосрочное воздействие стратегии определяет направления развития потенциала фирмы, позволяет отказаться от лишнего и уделить внимание главному.
Стратегический менеджмент должен отвечать принципам научной обоснованности, внутренней целостности, совместимости со средой, умеренной рискованности и соответствовать организационной культуре и нормам этики и морали.
Стратегия состоит из различных элементов:
- система общеорганизационных и специфических целей, миссия;
- приоритеты при распределении ресурсов;
- правила реализации управленческих воздействий;
- анализ развития ключевых параметров внешней среды, в том числе конкурентов;
- наличие внутренних и внешних ограничений;
- курс и программа действий;
- ситуационный и финансовый план.
Стратегические задачи
При развитии организации невозможно запланировать все обстоятельства, которые могут возникнуть при реализации стратегии, и те шаги, которые следует предпринимать в ответ на них. Для того, чтобы в связи с этим не менять всю стратегию, компания ставит и реализует стратегические задачи, дополняющие и совершенствующие ее при необходимости.
Стратегические задачи:
- обеспечение выживаемости фирмы в трудных условиях;
- оптимизация продуктовой программы и производственной мощности;
- разработка улучшений в области диверсификации, кооперации, создания новых систем;
- адаптация системы внутреннего учета, управления и планирования к меняющимся внешним условиям;
- разработка программы развития.
Как правило, организация разрабатывает не одну, а сразу несколько стратегий на разные варианты развития событий. Основная стратегия называется генеральной, она показывает методы выполнения миссии организации. Отдельные особые случаи могут подразумевать разработку специальных стратегий (например, стратегия банкротства).
Факторы, влияющие на стратегический менеджмент
На индивидуальные параметры стратегического менеджмента оказывает влияние ряд факторов:
- Миссия, отражающая общественные потребности и приоритеты.
- Конкурентные преимущества, характеризующие дополнительные возможности, которые имеет компания в конкретной отрасли деятельности по сравнению с конкурентами.
- Свойства производимой продукции, ее сбыт и послепродажное обслуживание.
- Внутренняя организационная структура и желаемые перемены, процессы интеграции и дифференциации, которые являются отличительными чертами компании.
- Совокупность материальных, финансовых, информационных, кадровых ресурсов. Чем больше ресурсов, тем масштабнее будущие изменения.
- Потенциал совершенствования компании, ее деятельности и масштабов ее деловой активности.
- Компетентность и культура управления, притязания и предприимчивость ее руководства, лидерские способности руководителя, внутренняя атмосфера в коллективе.
Также на развитие стратегического менеджмента влияет уровень рискованности деятельности фирмы, уровень квалификации и опыта персонала, зависимость организации от окружающей среды и ранее взятых на себя обязательств. На базе стратегии определяется перечень действий - система ориентиров, которые направляют поведение компании в повседневной деятельности. Вместе с ограничениями они составляют содержание политики организации - общего руководства действий и принятия управленческих решений.