Сущность стратегического управления в компании
На ранних этапах развития человечества производительная деятельность имела примитивные формы и представляла собой ремесла и земледелие. Однако, она способствовала постепенной специализации труда. Промышленная революция дала толчок к применению машинных технологий, тем самым убыстрив процесс создания блага, а также увеличив объемы выпуска.
Технические изменения в ведении экономической деятельности повлияли на социальные изменения в обществе, потребительском спросе, принципах взаимодействия хозяйствующих субъектов. На современном этапе предприятие представляет собой достаточно сложную организационную структуру, в которое задействовано огромное количество внутренних и внешних объектов, явлений и факторов. Для того, чтобы эффективно действовать в условиях рыночной среды руководители фирм, а также предприниматели используют различные инструменты в целях оптимизации работы собственного объекта хозяйствования.
Одним из таких инструментов можно назвать стратегический менеджмент. Он включает в себя не только разработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных результатов. Он так же подразумевает составление планов для реализации глобальных целей компании. Особое значение играет поддержание работоспособности в длительном периоде и соблюдение должного уровня конкурентных преимуществ.
Разработка стратегии объекта хозяйствования требует соблюдения следующих этапов:
- определения общей направленности работы фирмы;
- выбора сферы деятельности компании;
- разработку тактических задач;
- подбора стратегий, способных достичь необходимого результата;
- утверждения оптимальной стратегии;
- реализации задуманного в практическую жизнь;
- налаживания обратной связи.
Стратегический менеджмент требует комплексности и системности, которые выражаются в согласованной работе всех подразделений фирмы. Кроме того, системный подход позволяет соблюдать выбранное направление и поэтапно достигать необходимого результата. Анализ факторов, позволяет максимально снизить будущие риски и проработать стратегию с их учетом. Важным этапом является формирование эффективной обратной связи, которая позволит вносить своевременные корректировки в работу компании.
Моделирование в экономике. Математическое моделирование
В экономике, как и в любой другой науке, используются различные методы. Наиболее широко применяются такие методы, как:
- Сравнение – позволяет сопоставить работу отдельных элементов хозяйственных систем, либо результаты хозяйственной деятельности.
- Абстракция дает возможность увидеть поведение объекта, или проанализировать какое – либо явление в отрыве от общей системы или воздействия факторов.
- Индукция и дедукция рассматривают частные и общие характеристики объектов и процессов.
- Системный подход позволяет проанализировать объект, представив его в виде структуры.
- Моделирование дает наглядное изображение абстрактных явлений.
Достаточно часто используются математические модели, которые представляют собой совокупность математических формул и выражений, которые приближенно описывают определенное явление или процесс. Экономико-математическая модель имеет ту же природу, что и первая, но направлена на решение хозяйственных задач. Моделирование экономических процессов позволяет проанализировать исследуемую ситуацию и выработать необходимые управленческие решения. Язык математики дает возможность описывать сложные структуры, которые невозможно изучать при помощи других методов.
Отличительной особенностью экономико-математических моделей является их научная обоснованность. Они помогают определить необходимые параметры объекта и получить количественные данные об их работе. Любое исследование предполагает объединение хозяйственной модели и статистических данных с целью проведения расчета. Теоретическая часть обосновывает научность исследования, а практические данные приближают результат модели к реальности.
Построение экономико-математической модели требует соблюдения определенных этапов. Сначала ставится цель исследования, далее определяются свойства модели и набор факторов, не оказывающих влияния на ее поведение. Выявляются основные параметры, изменения которых будут влиять на поведение системы в целом. Далее определяется область допустимых решений, выявляются неявные факторы. В итоге выводится функция зависимости параметров друг от друга.
Математические модели бизнеса
На основе стратегического планирования выстраиваются модели бизнес-процессов компании. Детальное описание каждого события в рамках предприятия позволяет повысить его эффективность, снизить временные и денежные затраты, создать единое поле взаимодействия для всех подразделений предприятия. Воздействие большого количества факторов на работу предприятия может быть оценено при помощи инструментов математики. Среди них наиболее часто используются:
- Статистические методы расчетов для принятия управленческих решений. Чаще всего он основывается на наблюдении результатов воздействия факторов или работы определенного процесса. Для выработки решения собираются данные о схожих событиях в системе, и на их основе проводится анализ, выявляющий наиболее часто повторяющийся сценарий.
- Применение теории вероятности дает возможность просчитывать возможность наступления того или иного результата при равных условиях. Особенностью данной модели можно назвать поиск оптимального варианта с учетом непостоянства экономической среды и факторного воздействия.
- Наиболее часто используются статистическо-вероятностные модели. Они аккумулируют особенности вышеперечисленных подходов. На основе собранных данных статистики делается вероятностный анализ наступления того или иного события. При этом возникает возможность работать не со всем массивом данных, а лишь с выборкой, которая дает максимально точные результаты.
Таким образом, вероятностная модель показывает общий исход деятельности объекта, вероятность наступления того или иного результата. Статистическо-вероятностная модель описывает отдельные свойства и характеристики процесса или явления, давая понимание о динамике их функционирования.