Стратегический менеджмент на предприятии
Организация хозяйственных отношений между людьми имеет давнюю историю. Эволюция человечества сопровождалась развитием и усложнением экономических отношений. Рост производства требовал формирования новых отношений с поставщиками, подрядчиками, сбытовыми организациями, обслуживающими фирмами и так далее. В настоящее время предприятие представляет собой иерархическую структуру с множеством взаимосвязей, подверженную влиянию факторов как внешней, так и внутренней среды. Подобное устройство современных объектов хозяйствования требует грамотной организации управления и планирования их работы.
Стратегический менеджмент, прежде всего, занимается вопросами долгосрочной поставки глобальных целей в рамках одного коммерческого объекта. Он реализует комплекс мер, дающих возможность сохранить работоспособность компании в длительном периоде, а также повысить или удержать необходимый уровень конкурентных преимуществ. Кроме того, стратегическое управление предполагает долгосрочное планирование всех процессов хозяйственной деятельности компании, разработку действий и подбор необходимых инструментов для реализации поставленных целей и задач.
Стратегический менеджмент предполагает ряд мероприятий, которые необходимо сформировать для создания эффективного плана:
- Определение сферы деятельности фирмы и ее направленность.
- Общая цель хозяйствования разбивается на тактические и стратегические цели.
- Создание концепции из нескольких стратегий, способных решить поставленные задачи.
- Выбор наиболее подходящего плана для конкретного предприятия.
- Внедрение стратегических мероприятий в практическую жизнь
- Проведение мониторинга работы действующего плана, а также осуществление контроля над результатами принятых решений.
Стратегический менеджмент охватывает все элементы системы предприятия. Для того, чтобы повысить отдачу от планирования необходимо провести профессиональную подготовительную работу, которая заключается в анализе всей совокупности факторов, оказывающих воздействие на фирму. Далее общая стратегия разбивается на подзадачи для каждого подразделения компании. Формируется организационная структура, системы управления внедряются в практический обиход. Обязательной частью работы является осуществление контроля над реализацией поставленных задач, а также разработка и внедрение информативной обратной связи, для своевременного реагирования на недоработки и ошибки в стратегии.
Моделирование бизнес – процессов
Бизнес- процесс является частью общего стратегического управления. Обычно он направлен на создание оптимального экономического блага, способного принести доход от реализации. Формирование бизнес – процесса начинается с изучения потребительского спроса. Далее разрабатываются принципы работы подразделений компании, позволяющие достичь поставленных руководством целей.
Во многих науках широко применяется метод моделирования. Он позволяет наглядно изобразить процессы и явления в системе, для того, чтобы выявить их слабые и сильные стороны. В области бизнес – процессов моделирование дает возможность сформировать представление о работе компании, рассмотрев всю цепочку производства. Такой подход позволяет систематизировать полученные данные и внедрить их в практическую жизнь.
Основным положительным моментом моделирования процессов бизнеса является ее универсальность. В настоящее время модели формируются в различных программах, которые зачастую используют схожие алгоритмы, способные наиболее эффективно разработать схему бизнес – процессов.
Моделирование бизнес – процессов дает ряд возможностей для руководителей компании:
- Создается прозрачная схема работы предприятия, позволяющая выявить потенциал к развитию и сохранению необходимого уровня конкурентоспособности на рынке.
- Происходит формирование методологии работы руководящего состава компании. Таким образом создается информационное поле, позволяющее совершенствовать работу предприятия и прогнозировать тенденции его развития.
Моделирование бизнес – процессов носит не только стратегическое, но и практическое значение. Оно позволяет отследить влияние факторов внешней среды, а также работу внутренних подразделений и их воздействие на результативность деятельности компании в целом. В управленческой деятельности моделирование бизнес – процессов дает возможность оптимизировать текущую работу предприятия, составить прогнозы его развития, а также минимизировать риски деятельности до момента их наступления.
Бизнес – модель Остервальдера
Александр Остервальдер является швейцарским теоретиком бизнеса. Ему принадлежит множество трудов в области стратегического управления предприятиями. Наиболее известные работы связаны с бизнес – моделированием. Сам шаблон бизнес – модели Остервальдера позволяет определить какую направленность в бизнесе необходимо выбрать для будущей компании.
Модель включает в себя девять блоков, проработка которых позволит выбрать оптимальную структуру построения бизнеса. Для этого необходимо проанализировать следующие параметры:
- Рассмотреть продукт, его преимущества и недостатки, его конкурентоспособность на рынке, уникальность, комфортность и общую доступность.
- Далее анализируется целевой сегмент или потенциальные покупатели продукта. Сегменты потребителей в рамках модели подразделяют на массовый рынок, нишу, многопрофильную реализацию бизнеса и другое.
- Важную роль играют каналы сбыта, доступность информации о создаваемом благе для потребителей. Предложение должно быть актуальным, доступным и обеспечивать послепродажное обслуживание.
- Выстраивание долгосрочных отношений с потребителем (применение программ лояльности, различные дополнительные сервисы обслуживания и другое).
- Определение основных источников доходов компании.
- Формирование представления о необходимых объемах производственных факторов.
- Рассмотрение и реализация видов деятельности, которые будут приносить прибыль. Сюда относят планирование продукта, объемы его продажи, методы осуществления контроля.
- Контрагенты, с которыми компания будет взаимодействовать. В рамках этого пункта рассматривается политика отношений с конкурентами, не конкурирующими компаниями, работа с поставщиками, сбытовыми организациями.
- Детализация структуры затрат компании.
Таким образом, модель Остервальдера позволяет на подготовительном этапе скорректировать и оптимизировать будущую деятельность компании. Разработать бизнес – план предприятия и внедрить его в практическую жизнь с наименьшими потерями и рисками.