Стратегическое управление объектом хозяйствования
Современные условия хозяйствования требуют от предпринимателей серьезного подхода к планированию и управлению своим экономическим объектом. Большинство экономических систем придерживается рыночного механизма, основывающегося на независимости деятельности всех субъектов, свободе ценообразования, а также на конкуренции. В таких условиях на работу предприятия действует множество контролируемых и неконтролируемых факторов, которые необходимо учитывать при планировании деятельности объекта. Для того, чтобы повысить эффективность управления применяют инструмент стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент представляет собой принцип определения общих целей компании, а также ее направления деятельности. Стратегия дает абстрактное представление о будущем предприятия, которое может изменяться под влиянием среды, новых управленческих решений и внутренних воздействий. Разработка стратегии компании предполагает соблюдение следующих положений:
- Разработка глобальных целей компании, определение ее основной философии.
- Формирование тактических целей и задач.
- Подбор инструментов и способов достижения обозначенных целей.
- Утверждение оптимальной для конкретного предприятия стратегии.
- Реализация плана на практике.
- Установление обратной связи.
Стратегический менеджмент не сработает, если на предприятии будет отсутствовать согласованность действий всех его подразделений. Достижение долгосрочных целей возможно лишь при условии того, что все элементы системы компании будут действовать в едином направлении.
Стратегический план может создаваться для нового предприятия, либо для уже действующего. При этом необходимо произвести тщательную подготовительную работу, основанную на анализе факторов и рисков. Важным этапом в реализации стратегии является установление единого информационного пространства, которое позволит быстро реагировать на любые изменения в системе хозяйствования и вносить необходимые коррективы.
Бизнес – моделирование в организации
После постановки глобальных целей компании руководство приступает к моделированию внутренних процессов компании. Бизнес – моделирование позволяет оптимизировать работу фирмы, формализовав основные направления ее деятельности. Описание бизнес – процессов лежит в основе более детального подхода к организации отдельных подразделений.
Бизнес – моделирование позволяет решить следующие задачи:
- Делегировать или распределить ответственность между управляющим персоналом, подразделениями.
- Убрать зависимость работы компании от ключевых кадровых позиций. При наличии алгоритма работы значимость конкретного человека на рабочем месте снижается.
- Снизить время на адаптацию нового сотрудника.
- Повысить скорость внедрения нововведений в бизнесе.
- Осуществить контроль над качеством исполнения управленческих решений.
- Снизить издержки на конкретных участках работы.
- Повысить инвестиционную привлекательность компании.
- Снизить временные затраты на получение кредитов и займов.
Бизнес – моделирование часто ставится в один ряд с разработкой стратегии, однако, оно имеет ряд отличий. Например, моделирование бизнес – процессов ориентировано на краткосрочные периоды. Кроме того, при создании бизнес – моделей используются реальные, а не теоретические данные.
Моделирование процессов предполагает учет специфики работы предприятия, при этом существуют положения, универсальные для любых компаний. Именно универсальность моделирования позволяет использовать программное обеспечение для облечения работы управляющего персонала. Внедрение электронных бизнес – моделей стандартизирует документооборот, внутренние информационные процессы, позволяет аккумулировать необходимые для анализа данные. Единое информационное пространство компании не только облегчает работу его подразделений и филиалов, но и позволяет своевременно реагировать на любые негативные тенденции в работе компании.
Таким образом, разработка моделей бизнес-процессов дает возможность более детально распланировать деятельность предприятия.
Бизнес – модель канвас
В практической работе специалистов по планированию и моделированию бизнес – процессов часто используются общепризнанные способы формирования структуры предприятия. Одним из таких инструментов является бизнес – модель канвас, разработанная Александром Остервальдером и Ивом Пенье. Она ориентирована на компании, уже действующие на рынке. Основная ее задача заключается в анализе и выявлении слабых стороны работы, а также в поиске точек потенциального роста.
Такая бизнес – модель показывает структуру детального анализа ключевых элементов работы компании. Она состоит из девяти блоков, каждый из которых описывает отдельную часть организационной системы:
- Инфраструктура компании. Показывает принципы создания благ, то есть описывает весь производственный процесс. Здесь анализируется необходимые ресурсы, действующее процессы, а также партнеры, опосредованно влияющие на конечный результат.
- Предложение компании. Предполагает анализ ассортимента, выпускаемого предприятием. Оценка происходит с точки зрения полезности для покупателя, его стремления к совершению повторной покупки.
- Важным элементом модели являются клиенты, именно они во многом определяют успешность итоговой деятельности фирмы. Работа с клиентами предполагает маркетинговое исследование рынка, а также оптимизацию каналов сбыта.
- Взаимоотношения с клиентами и партнерами. Здесь рассматриваются любые способы повышения эффективности взаимодействия со сторонними экономическими агентами.
- Финансы компании подвергаются тщательному планированию и анализу. От организации движения денежных средств зависит устойчивость фирмы, ее способность своевременно выходить из кризисных ситуаций. Финансовая стабильность компании создает базу для внедрения новых технологий, продуктов, принципов работы. Сюда относят планирование производственных затрат, а также анализ основных источников доходов.
Некоторые из 9 положений объединены в общие блоки. Обычно, бизнес – планирование компаний строится на основе данной модели. Оно позволяет учесть максимальное количество показателей и элементов системы. Детальность модели позволяет не только отследить ее слабые места, но также выявить потенциал роста и развития компании.