Сущность менеджмента в организации
Хозяйственные отношения между людьми существуют столь долго, сколько существует само человечество. На ранних этапах они представляли собой обмен добытыми благами, чуть позже начали развиваться ремесла и земледелие. Эпоха больших географических открытий способствовала установлению торговых связей, развитию международных отношений, а также первому накоплению капитала.
Технический прогресс и капитал дали толчок производственному развитию. Переход к машинному труду повлиял не только на хозяйственные отношения, но и повлек за собой социальные изменения в жизни общества. Увеличился объем выпуска, изменились принципы спроса и предложения, началась концентрация производства. Был совершен переход к рыночному типу отношений.
Для рынка характерны свобода субъектов, конкуренция, саморегуляция. В таких условиях предпринимателю необходимо тщательно подходить к планированию бизнеса, а также к внедрению любых изменений в нем. Основной целью предпринимательской деятельности является максимизация доходов в существующих условиях. Эффективное управление компанией выступает инструментом, способным оказать положительное воздействие на результативность бизнеса.
Само определение менеджмента включает в себя понятия управления, организации и умения эффективно наладить бизнес с целью его рационального использования и осуществления контроля над разработанной социально – экономической системой. Как дисциплина и научное направление он широко применяется в предпринимательстве, государственном деле, некоммерческих организациях и других.
Субъектом менеджмента является человек или группа людей, который непосредственно реализует управленческую функцию. Объектом дисциплины выступает любой предмет, явление или процесс, который испытывает на себе управленческое воздействие, например, персонал, финансы, производство и так далее.
В менеджменте наиболее часто используются следующие виды научного подхода:
- Системный, который строится на рассмотрении объектов менеджмента в качестве структурных образований. Компания в целом рассматривается в качестве открытой системы, которая взаимодействует с окружающей средой.
- Процессный строится на предположении, что управление является действием, оказываемым субъектом менеджмента. Менеджмент или руководство компанией рассматривается как отдельный процесс, через функции которого осуществляется согласованность действий всего предприятия и его элементов в целом.
- Ситуационный дает возможность использовать научные знания для решения конкретных практических задач, возникающих перед управленцем. То есть, подход направлен на увязывание теории с реальной работой предприятия.
Стратегический менеджмент и его особенности
Одним из направлений дисциплины управления на предприятии является стратегический менеджмент. Его отличительной особенностью является ориентированность на долгосрочные цели компании. То есть, в рамках стратегического менеджмента разрабатывается комплекс мер направленный на достижение глобальных целей, а также для укрепления позиции на рынке и сохранении конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. По сути это организационные действия и подходы управления к реализации запланированных задач.
Понятие стратегии в менеджменте стало широко применяться лишь в шестидесятые года двадцатого века. На тот момент уже существовало планирование хозяйственной деятельности на длительный период, но оно не имело четкой научной основы.
Стратегическое управление ориентируется на концепцию, включающую в себя разработку плана, определение общей позиции, принятие стратегии, реализацию действий, работу на перспективу. Как и любое научное направление оно предполагает соблюдение следующих этапов:
- Определение сферы работы бизнеса и разработку основного назначения работы фирмы.
- Преобразование общего направления в частные долгосрочные и краткосрочные задачи.
- Поиск комплекса стратегий, способных реализовать задуманное.
- Утверждение оптимального варианта стратегического управления.
- Проведение анализа, оценки, осуществление корректировки практических действий.
Стоит отметить, что разработка стратегии управления требует тщательной работы по подготовке аналитических данных, включающих в себя оценку окружающей среды, факторов, способных оказать воздействие на работу предприятия, возможных рисков.
Анализ стратегического менеджмента
Разработка стратегии компании является достаточно длительным процессом, требующим основательной подготовительной работы. Она заключается в детализированном подходе и внедрении систем управления для всех подразделений и объектов предприятия. Связано это с тем, что достижение общей цели системы невозможно без согласованности действий всех ее элементов.
Реализация стратегии на практике является критическим процессом, так как неизвестно приведет ли она к положительным результатам. В случае позитивного исхода, компания получит сильный толчок к развитию и росту своих показателей. Успешность стратегического управления может быть повышена за счет:
- Доведения основных целей и задач компании до персонала и повышения их заинтересованности.
- Обеспечения со стороны руководства своевременного поступления ресурсов, необходимых для бесперебойной работы общего плана компании.
- Формирования плана в качестве целевых установок.
- Интенсивной работы управляющего персонала по практической реализации задач собственных подразделений, и соблюдении общей направленности деятельности компании.
Результативность работы стратегического менеджмента оценивается с помощью обратной связи. В современных условиях подобные действия облегчаются наличием программного обеспечения и автоматизированных систем управления, которые позволяют создавать единое информационное пространство. Они убыстряют обмен данными для всех подразделений и филиалов компании, стандартизируют документооборот. Кроме того, они дают возможность ограничивать доступ к информации для каждого сотрудника в отдельности. Руководство получает эффективный инструмент сбора данных для осуществления контроля и принятия корректирующих управленческих решений.