Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Стратегический менеджмент / Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте
Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте
Замечание 1

Макроокружение определяет условия существования организации во внешней среде, при чем макроокружение по-разному влияет на состояние различных организаций.

Экономическая компонента

Экономическая компонента макроокружения позволяет оценить формирование и распределение ресурсов. В процессе анализа следует обратить внимание на уровень экономического развития в целом, на наличие и характер использования природных ресурсов, уровень и тип развитости конкуренции, структуру населения, уровень образования рабочей силы и средний размер заработной платы. При этом нельзя анализировать экономическую компоненту в разрезе ее отдельных составляющих, необходимо проводить комплексное исследование ее состояния.

Правовая и политическая компонента

В процессе анализа правовой компоненты необходимо изучить законы и другие нормативные акты, устанавливающие правовые рамки и нормы отношений. Это позволяет определить для организации дозволенные границы действий при взаимоотношении с различными субъектами права и доступные способы отстаивания собственных интересов. Анализ правовой составляющей макросреды не должен сводиться к исследованию содержания и сути нормативно-правовых актов. Следует обратить внимание на аспекты действенности правовой системы, существующие традиции в данной области и процессуальную сторону реализации законов на практике.

Политическую составляющую макроокружения необходимо изучать, прежде всего, для получения ясного представления о намерениях органов власти в области общественного развития и о тех средствах, которые государство использует для практической реализации своей политики. Исследование политической компоненты следует акцентировать на выявлении:

  • какие действия планируют провести в жизнь отдельные партийные структуры;
  • существуют ли во властных органах группы лоббирования и каковы их особенности;
  • каково отношение правительства к разным регионам и отраслям экономики;
  • каковы возможные результаты предстоящих изменений в правовом регулировании и законодательстве.

Социальная компонента

Изучение социальной компоненты направлено на определение степени влияния на бизнес отдельных социальных процессов и явлений: отношения населения к работе и качеству жизни, сложившиеся обычаи, разделяемые обществом ценности, демографическая характеристика общества, увеличение численности населения, и т.п. Особенность социальной компоненты заключается в том, что она воздействует не только на прочие компоненты макроокружения, но и на параметры внутренней среды организации. Именно социальная компонента в наибольшей степени влияет на становление предпочтений потребителей.

Технологическая компонента

Анализ технологической компоненты позволяет оценить те возможности, которые открывает для конкретной организации развитие науки. Научный прогресс для фирмы несет не только большие возможности, но и значительные угрозы. Изучение технологической составляющей макроокружения способствует выбору решений, позволяющих успеть к началу технологического и технического обновления.

Особенности анализа макроокружения

Замечание 2

Специфика анализа макроокружения в стратегическом менеджменте связана с тем, что большинство компонентов макроокружения оказывают друг на друга влияние. Изменение одной компоненты обязательно приведет к изменению всех других.

Для эффективного изучения состояния макроокружения необходимо создавать в организации специальную систему отслеживания параметров внешней среды. Эта система должна не только проводить специальные наблюдения, связанные с особенными событиями, но и осуществлять регулярные (как правило, один раз в год) наблюдения за состоянием важнейших внешних факторов.

Анализ макроокружения целесообразно проводить с использованием следующих методов:

  • анализ материалов периодической печати, книг и других информационных изданий;
  • участие в различных профессиональных семинарах и конференциях;
  • анализ опыта аналогичных организаций;
  • исследование мнения персонала организации;
  • проведение обсуждений и собраний внутри самой организации.