Понятие морских судов
Судном именуют инженерное сооружение, имеющее способность плавать на воде, а также перемещаться по ней, перенося на себе людей, грузы, оборудование, которые обусловлены назначением такого сооружения.
Современный флот плавучих средств является сложным хозяйством, наделенным различными, часто противоположными специфическими чертами эксплуатации. Однако всю многообразность плавающих средств можно классифицировать.
Суда можно подразделять на группы, зависимо от района плавания, их назначения, материала постройки, рода движителя и двигателя и т.д.
Страхование морских судов
Страхование судов является разновидностью морского страхования, обеспечивающей страховую защиту владельцев судов и других лиц, которые имеют отношение к эксплуатации судов, при нанесении ущерба либо гибели принадлежащих им, либо другим образом юридически связанных с ними, судов или нанесение другого ущерба их имущественным интересам по причине эксплуатации судов. На страхование могут приниматься: корпус судна с его оборудованием, машинами и такелажем (оснасткой), фрахт (оплата за перевозку груза морем), расходы на снаряжение и иные расходы, которые связаны с эксплуатацией судна, а также суда в постройке.
В соответствии с 1 пунктом 930 Статьи "Страхование имущества" 48 Главы "Страхование" Раздела IV "Отдельные виды обязательств" ГК РФ "Имущество может страховаться по страховому договору в пользу лица (выгодоприобретателя или страхователя), которое имеет основанный на законе, другом правовом акте или договоре интерес в сохранности такого имущества".
Принцип "существования имущественного интереса страхователя в объекте страхования" закрепляется в Законе о морском страховании 1906 года. Данный принцип обладает большим значением, потому что страховой договор предусматривает возмещение определенных убытков определенного лица. Если будет выяснено, что застрахованное лицо не обладало имущественным интересом: не являлось собственником, пользователем, арендатором погибшего имущества, это означает, оно не несло и убытков. Страховой договор в таком случае признается недействительным.
Интерес в страховке судна будет принадлежать тому, кто будет нести риск повреждения или случайной гибели судна. Таким лицом будет являться собственник судна – владелец судна, который может являться как юридическим, так и физическим лицом. Зависимо от формулировки условий чартера у фрахтователя образуется или не образуется имущественный интерес в судне, который вытекает из возлагаемых на него обязательств по страхованию судна от каких-либо рисков. Если судно сдается в таймчартер при условии, что фрахтователь принимает на себя риски по повреждению или случайной гибели судна, он обретает тем самым и страховой интерес по отношению к судну.
В сохранении судна может также иметь интерес банк, у которого владелец судна берет кредит, так как если судно не осуществляет рабочую деятельность, владелец не выплатит долг. Образуется имущественный интерес, и по условиям большей части кредитных соглашений банк потребует застраховать судно. Из таких взаимоотношений вытекает практика передачи прав по страховому договору (Assignment of Policies). По страховому полису будет страховаться определенный имущественный интерес. Но интерес владельца судна имеет отличия от интереса банкира, что является важным для страховщика: условия по страхованию первого и второго должны отличаться, то есть должно заключаться два договора – с банком и с пароходной компанией. На практике производится передача прав от одного к другому, то есть банк как бы переносится на место владельца судна, и таким образом базовый принцип - принцип существования определённого имущественного интереса - соблюдается. В связи с неотъемлемой чертой соглашений по предоставлению кредита под залог судна - требование по передаче кредитору прав владельца судна по полису страхования.
В мировой практике зачастую страхуются суда, которые находятся в постройке. Условия по страхованию таких судов, которые действуют в настоящий момент в редакции "Института Лондонских страховщиков", возложили на страховщика ответственность за все убытки, которые причинены судну в процессе его строительства с момента закладки киля до окончания испытаний. Интересом в страховании строящегося корабля обладают судостроительные фирмы, так как они несут риск случайной гибели судна до момента передачи его заказчику.
Страхование ответственности морского перевозчика
На морском транспорте складываются следующие основные формы его эксплуатации:
- трамповое (нерегулярное) судоходство, где судно исполняет одиночные рейсы на переменных направлениях;
- линейное (регулярное) судоходство, где движение судов реализуется меж определенными портами по объявленному заранее расписанию.
При трамповом судоходстве грузовые перевозки реализуются на основании договора фрахтования судна (чартера). Согласно такому договору перевозчик принимает обязательства по перевозке груза из порта отгрузки в порт назначения при условия предоставления к перевозке части или всего судна, или отдельных помещений суда, а фрахтователь (отправитель груза или получатель груза) обязуется оплатить провозную плату (фрахт). Подобные договоры регламентированы нормами национального права.
При линейном судоходстве могут заключаться договоры по грузовой перевозке по коносаменту. Они предусматривают грузоперевозку без представления перевозчиком части или всего судна, или отдельных помещений на судне. Подобные договоры, кроме норм национального законодательства, урегулированы множеством международных конвенций, к которым, в частности, относят Брюссельскую Конвенцию, правила Висби, Гамбургские правила. Эти конвенции предусмотрели ответственность перевозчиков, а, следовательно, и ответственность страховщиков, за ущерб, который нанесен грузу (материальный ущерб), отличие между конвенциями заключается в:
- ограничениях ответственности;
- величинах выплат.