Службы и органы стандартизации – учреждения, организации, объединения и их подразделения, которые занимаются осуществлением организационных работ по стандартизации или выполнением конкретных функций по стандартизации.
Другими словами, эти структуры признаны на определенном официальном уровне, ключевая функция которых заключается в руководстве работами по проведению контроля и качества реализуемой в стране продукции.
Государственное управление основной деятельностью по стандартизации на территории России осуществляет Государственный комитет по метрологии и стандартизации (Госстандарт России). Этот процесс может проводиться и иными федеральными учреждениями исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы могут устанавливать в своих стандартах обязательные требования к качеству работ и услуг, а также разрабатывать техническую документацию.
К основным функциям Госстандарта специалисты относят:
Система российской стандартизации должна соответствовать всем требованиям международных, региональных и национальных организаций:
Стоит отметить, что грамотное применение возможностей стандартизации на крупных предприятиях позволяет в несколько раз повысить эффективность его функционирования. При этом главными составляющими экономического эффекта на определенной фирме являются: постепенное падение цены стандартной продукции, а также повышение рост объема реализации товаров в результате увеличения потребительского спроса на более качественные изделия.
Методы стандартизация в России направлены на уменьшение количества ключевых средств предприятия в связи с интенсивным сокращением длительности самого производственного цикла и более активного использования устройств при выпуске стандартных изделий.
Таким образом, нормативные проекты по стандартизации, которые действуют в Российской Федерации, подразделяются на такие ключевые категории:
Межотраслевой и государственный уровни обеспечиваются взаимодействием международных и национальных стандартов, создаваемых по всем этапам жизненного цикла товара. В них предоставляется общая регламентация всех сфер народного хозяйства страны по управлению качеством изделий: оценка контроля, терминология по качеству, советы по формированию систем управления стандартизацией.
Управление качеством в конкретной отрасли ведется по государственным нормам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым нормативам ГОСТам.
На уровне организаций стандартизация учитывает особенность производства: форма продукции, реализуемая серийность, специфика технологических процессов и др. Эти требования закрепляют в стандартах самого предприятий.
На сегодняшний день огромное значение приобретают нормативы на управленческие процессы в пределах систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление и внедрение документацией, закупками изделий, подготовкой квалифицированных кадров и пр. Имеются в виду определенные стандарты по концепциям менеджмента качества.
Стандарты на способы стандартизации контроля должны изначально обеспечивать всесторонний анализ и контроль всех обязательных норм к качеству предоставляемой услуги.
Устанавливаемые в этих стандартах методы должны быть точными, объективными и предоставлять воспроизводимые в стране результаты. Выполнение указанных условий непосредственно зависит от наличия информации о погрешности проведенных измерений и других характеристиках, которые прописаны в комплексе стандартов, проведенных на базе международных нормативов ИСО.
Стандарты могут быть широкого назначения – проверка всего комплекса параметров продукции, либо узкого назначения — анализ и использование одного коэффициента качества (например, стандарт на способ определения паропроницаемости полушерстяных тканей).
Практика реализации обязательной сертификации определила необходимость создания стандартов смешанного вида. Стандарт Российской федерации на продукцию устанавливает нормы и требования, которым должна удовлетворять подгруппа однородных элементов (транспортные или туристические услуги) а также конкретные мероприятия (грузовые перевозки классификация отелей) с тем, чтобы обеспечить полноценное соответствие услуги ее основному назначению.