Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стандартизация банковских продуктов и бизнес-процессов в российской банковской системе

Все предметы / Банковское дело / Стандартизация банковских продуктов и бизнес-процессов в российской банковской системе

Стандартизация и стандарт качества банковской деятельности

Определение 1

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку, обнародование и использование различного рода стандартов, установление нормативов, правил и требований с целью обеспечения безопасности продукции, услуг, жизнедеятельности и т.д.

Под стандартом качества банковской деятельности понимают специальный документ, в котором утверждаются в качестве типовых, предназначенных для постоянного применения, взаимосвязанные качественные характеристики финансового учреждения, требования к организации процессов разработки, внедрения и реализации банковских продуктов и услуг, процессов управления основными направлениями деятельности банковской структуры. Перечисленные в таких документах характеристики, требования основаны на мировой и российской практике, международном опыте управления и международных стандартах, которые используются большинством развитых и развивающихся стран.

На сегодняшний день в любой сфере национальной экономики, реальном производстве, финансовом секторе на некотором этапе развития возникает острая необходимость в упорядочении деятельности и результатов такой деятельности посредством законодательного утверждения различных категорий нормативов, правил и требований. Стоит отметить, что в отечественной практике стандартизации не существует достойных примеров внедрения стандартов качества в банковскую деятельность, т.к. исторически формирование подобных стандартов в основном всегда было направлено на сферу материального производства.

На сегодняшний день принято порядка 50 международных стандартов, которые регламентирую следующие направления деятельности в области банковского дела:

  • идентификационные и кредитные карты. В рамках данного направления утверждены требования к картам, их непосредственным характеристикам, способам записи данных, которые базируются на тисненных символах и магнитных полосах, системах обозначений и кодирования пользователей и т.д.
  • банковские документы и банковские операции. В рамках данного направления установлен порядок кодирования различных валют и фондов, создана система обозначений, нумерации, требований к содержанию и идентификации различных видов и форм денежных средств и их эквивалентов и т.д.
  • методы межбанковских сообщений о переводе денежных средств. В рамках данного направления утверждены общие требования и алгоритмы идентификации подобных сообщений и удостоверения подлинности.

Готовые работы на аналогичную тему

Направления и принципы стандартизации банковских продуктов и бизнес-процессов

В настоящее время можно выделить следующие направления развития российской стандартизации в сфере банковской деятельности:

  • классификация и кодирование различных форм, разработка и внедрение типовых форм документации;
  • регламентация рынка ценных бумаг, в рамках которой внедряются обозначение, специальная нумерация и государственная регистрация акций, облигаций и прочих финансовых инструментов, порядок эмиссии и идентификации;
  • метрологическое обеспечение банковских и различного рода финансовых сделок и операций, утверждение списков объектов и аппаратуры, которые необходимы для функционирования учреждения в банковском секторе и в обязательном порядке подлежат метрологическому обеспечению и контролю, метрологическое обеспечение финансовых сделок, банковских машин и технологий не только на этапе их разработки и внедрения, но и на этапах производства и реализации клиентам.

Специалисты выделяют следующие принципы стандартизации:

  • добровольность применения;
  • использование международных и мировых стандартов в качестве базы для разработки государственного стандарта, кроме случаев, если подобное использование невозможно из-за несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов всеми субъектами стандартизации.

Концепция стандартизации продуктов и бизнес-процессов в банковском секторе

Утвержденная государственными органами концепция стандартизации качества банковской деятельности включает в себя 14 основных пунктов. Именно в данной концепции отражение определение понятия «стандарт качества банковской деятельности (СКБД)», который представляет собой специальный документ, в котором в целях постоянного применения банковскими структурами и финансовыми учреждениями утверждаются принятые в качестве типовых взаимосвязанные качественные характеристики финансового учреждения, требования к организации процессов разработки, внедрения и реализации банковских продуктов и услуг клиентам, процессов управления основными показателями деятельности банковской структуры, которые в первую очередь, основаны на мировой и российской практике, международном опыте управления и международных стандартах, которые используются большинством развитых и развивающихся сран.

Особое внимание в Концепции отводится роли и значению стандартизации деятельности в отечественном банковском секторе как возможности для банковских структур и финансовых учреждений внедрить новый процессный подход к управлению деятельностью, улучшить качество предоставляемых клиентам услуг и продуктов за счет улучшения управления. Также концепция подробным образом описывает порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов качества для банковского сектора в финансовых учреждениях, а также порядок сертификации банковской структуры на соответствие требованиям СКБД исключительно на добровольной основе.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Банковское дело» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис