Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку, обнародование и использование различного рода стандартов, установление нормативов, правил и требований с целью обеспечения безопасности продукции, услуг, жизнедеятельности и т.д.
Под стандартом качества банковской деятельности понимают специальный документ, в котором утверждаются в качестве типовых, предназначенных для постоянного применения, взаимосвязанные качественные характеристики финансового учреждения, требования к организации процессов разработки, внедрения и реализации банковских продуктов и услуг, процессов управления основными направлениями деятельности банковской структуры. Перечисленные в таких документах характеристики, требования основаны на мировой и российской практике, международном опыте управления и международных стандартах, которые используются большинством развитых и развивающихся стран.
На сегодняшний день в любой сфере национальной экономики, реальном производстве, финансовом секторе на некотором этапе развития возникает острая необходимость в упорядочении деятельности и результатов такой деятельности посредством законодательного утверждения различных категорий нормативов, правил и требований. Стоит отметить, что в отечественной практике стандартизации не существует достойных примеров внедрения стандартов качества в банковскую деятельность, т.к. исторически формирование подобных стандартов в основном всегда было направлено на сферу материального производства.
На сегодняшний день принято порядка 50 международных стандартов, которые регламентирую следующие направления деятельности в области банковского дела:
В настоящее время можно выделить следующие направления развития российской стандартизации в сфере банковской деятельности:
Специалисты выделяют следующие принципы стандартизации:
Утвержденная государственными органами концепция стандартизации качества банковской деятельности включает в себя 14 основных пунктов. Именно в данной концепции отражение определение понятия «стандарт качества банковской деятельности (СКБД)», который представляет собой специальный документ, в котором в целях постоянного применения банковскими структурами и финансовыми учреждениями утверждаются принятые в качестве типовых взаимосвязанные качественные характеристики финансового учреждения, требования к организации процессов разработки, внедрения и реализации банковских продуктов и услуг клиентам, процессов управления основными показателями деятельности банковской структуры, которые в первую очередь, основаны на мировой и российской практике, международном опыте управления и международных стандартах, которые используются большинством развитых и развивающихся сран.
Особое внимание в Концепции отводится роли и значению стандартизации деятельности в отечественном банковском секторе как возможности для банковских структур и финансовых учреждений внедрить новый процессный подход к управлению деятельностью, улучшить качество предоставляемых клиентам услуг и продуктов за счет улучшения управления. Также концепция подробным образом описывает порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов качества для банковского сектора в финансовых учреждениях, а также порядок сертификации банковской структуры на соответствие требованиям СКБД исключительно на добровольной основе.