Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разработка стандартов государственных услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Стандартизация / Разработка стандартов государственных услуг
Содержание статьи

На современном этапе развития страны назрела необходимость реформирования органов власти на всех уровнях, с целью повышения эффективности ее работы по предоставлению услуг населению. Введение института государственных услуг является основным способом реализации должностными лицами задач и функций государства в пределах своей компетенции.

Различные виды государственных услуг

Замечание 1

Отечественное законодательство регулирует сферу услуг несколькими нормативно-правовыми актами, однако не содержит полного перечня государственных услуг, предоставляемых гражданам страны, не дает общего определения государственных услуг и их видов, также в стране отсутствует концепция стандартизации государственных услуг.

Количество видов государственных услуг ограничивается только организационной и финансовой способностью государства. Их может быть очень много. Именно видам услуг как элементарным классификационным единицам предоставляются вышеприведенные типологические признаки. Кроме того, их целесообразно группировать по обобщенным потребительским качествам - сферой оказания услуг, определяют их тематическое содержание и характер услуги.

К главным сферам предоставления государственных услугам относятся:

  1. Строительство, архитектура.
  2. Отдых, туристическая деятельность.
  3. Издательское дело.
  4. Производственная сфера (промышленно-экономический сервис).
  5. Газоснабжение.
  6. Общественная безопасность.
  7. Экономика, налогообложения.
  8. Энергетика, электрификация.
  9. Зарубежные дела и консульско-регистрационная служба.
  10. Связь, телекоммуникации.
  11. Культура и искусство.
  12. Охрана природной среды (окружающей среды и природных ресурсов).
  13. Наука, технологии.
  14. Национальная оборона, безопасность.
  15. Образование.
  16. Здравоохранение.
  17. Охрана от чрезвычайных ситуаций, восстановительные и спасательные работы.
  18. Бытовое обслуживание, торговля и общественное питание.
  19. Пожарная охрана.
  20. Право, юриспруденция.
  21. Работа, охрана труда, социальная защита населения.
  22. Сфера массовой информации.
  23. Социальное обслуживание (собственно социальные услуги).
  24. Сфера жилищно-коммунальных услуг.
  25. Стандартизация, метрология и сертификация.
  26. Сфера лесного хозяйства.
  27. Сфера водного хозяйства.
  28. Транспортное обслуживание.
  29. Физическая культура и спорт.
  30. Финансы, банковская деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Разработка стандартов государственных услуг

Одной из главных проблем в деле повышения эффективности деятельности государства в интересах граждан и их объединений, является отсутствие достаточной правовой базы и законов для предоставления услуг гражданам и организациям.

Вследствие этого:

  • Во-первых, качество и доступность государственных услуг до сих пор не стали основным критерием оценки результативности деятельности органов исполнительной власти.
  • Во-вторых, как показывает анализ практики деятельности всех субъектов предоставления услуг, через введение подзаконных актов прилагаются новые требования для потребителей этих услуг, гражданам и организациям навязываются различные платные услуги, которые воспринимаются ими как законные государственные услуги.

В данный момент нет базовых законодательных актов, устанавливающих одинаковые как для государственных органов, так и органов местного самоуправления, гарантии качества и доступности государственных услуг гражданам. Также отсутствует и ответственность государственных служащих за не предоставленные услуги, тем более, что для граждан и их объединений крайне сужены возможности обжалования чрезмерных административных требований при предоставлении государственных услуг.

Таким образом, системное введение института публичных услуг требует разработки специального законодательства, то есть создание правовых основ для регулирования и регламентирования предоставления услуг юридическим и физическим лицам.

Рассмотрим целевые задачи законодательного регулирования процессов разработки и применения государственных услуг. Целями законодательного урегулирования должна быть:

  • защита интересов потребителей государственных услуг - физических и юридических лиц;
  • предотвращения принудительных услуг, на которых нет заказа от потребителей;
  • установление критериев качества услуг и обеспечения контроля за их соблюдением со стороны гражданского общества и контролирующих органов;
  • оптимизация количества госуслуг.

Регулирование в сфере государственных услуг

Предметом регулирования в области государственных услуг должны быть отношения в сфере разработки, применения и контроля за соблюдением стандартов данных услуг.

К предмету законодательного регулирования целесообразно отнести порядок разработки, утверждения, применения и контроля соблюдение стандартов государственных услуг государственными органами в определенном кругу лиц в связи с реализацией прав, законных интересов и обязанностей граждан и организаций с учетом необходимости создания надлежащих условий по содействию гражданам и организациям в случае их обращения в государственный орган или подготовки такого обращения.

Основанием для предоставления государственных услуг, требований по их предоставлению, качества и доступности со стороны пользователей является внедренный закон. Он должен определить виды государственных услуг и, соответственно, возможные стандарты государственных услуг.

Определение видов государственных услуг целесообразно осуществить с учетом адресации определенному кругу пользователей, например, услуги, предоставляемые неопределенному кругу лиц - управленческие услуги; госуслуги, услуги конкретному пользователю – административные услуги.

Перечень государственных услуг неопределенному кругу лиц, устанавливается в соответствии с конституцией государства, другими законами функций и задач государства для их обеспечения с учетом прав и обязанностей граждан и их объединений.

Госуслуги конкретным пользователям предоставляются непосредственно после окончания исполнения государственной функции в государственном органе или в случае ее делегирования - в соответствующих государственных организациях или учреждениях.

Признаками госуслуги является индивидуальность ее предоставление (конкретному физическому или юридическому лицу) непосредственное обращение пользователей госуслуг в государственный орган; предоставление услуги непосредственно в государственном органе; объективные социально-экономические причины, определяющие невозможность передачи ее коммерческим или некоммерческим организациям и их объединениям.

Определение 1

Под стандартом государственной услуги понимаются установленные нормативно-правовыми актами требования к объему, качеству и условиям предоставления государственной услуги.

Стандарты могут устанавливаться как в отношении госуслуг неопределенному кругу лиц, так и в отношении государственных услуг конкретным пользователям, то есть для собственно административных услуг.

Государственный орган, предоставляющий услуги неопределенному кругу лиц, должно ежегодно пересматривать стандарты соответствующих услуг и поощрять организации, наделенные правом их предоставления, постоянно внедрять и выполнять эти стандарты.

Законодательному урегулированию подлежат обязательные требования со стандартами соответствующих государственных услуг, прежде всего по качеству и условий предоставления этих услуг.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Анатольевна Усачева

Эксперт по предмету «Стандартизация»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис