На современном этапе развития страны назрела необходимость реформирования органов власти на всех уровнях, с целью повышения эффективности ее работы по предоставлению услуг населению. Введение института государственных услуг является основным способом реализации должностными лицами задач и функций государства в пределах своей компетенции.
Различные виды государственных услуг
Отечественное законодательство регулирует сферу услуг несколькими нормативно-правовыми актами, однако не содержит полного перечня государственных услуг, предоставляемых гражданам страны, не дает общего определения государственных услуг и их видов, также в стране отсутствует концепция стандартизации государственных услуг.
Количество видов государственных услуг ограничивается только организационной и финансовой способностью государства. Их может быть очень много. Именно видам услуг как элементарным классификационным единицам предоставляются вышеприведенные типологические признаки. Кроме того, их целесообразно группировать по обобщенным потребительским качествам - сферой оказания услуг, определяют их тематическое содержание и характер услуги.
К главным сферам предоставления государственных услугам относятся:
- Строительство, архитектура.
- Отдых, туристическая деятельность.
- Издательское дело.
- Производственная сфера (промышленно-экономический сервис).
- Газоснабжение.
- Общественная безопасность.
- Экономика, налогообложения.
- Энергетика, электрификация.
- Зарубежные дела и консульско-регистрационная служба.
- Связь, телекоммуникации.
- Культура и искусство.
- Охрана природной среды (окружающей среды и природных ресурсов).
- Наука, технологии.
- Национальная оборона, безопасность.
- Образование.
- Здравоохранение.
- Охрана от чрезвычайных ситуаций, восстановительные и спасательные работы.
- Бытовое обслуживание, торговля и общественное питание.
- Пожарная охрана.
- Право, юриспруденция.
- Работа, охрана труда, социальная защита населения.
- Сфера массовой информации.
- Социальное обслуживание (собственно социальные услуги).
- Сфера жилищно-коммунальных услуг.
- Стандартизация, метрология и сертификация.
- Сфера лесного хозяйства.
- Сфера водного хозяйства.
- Транспортное обслуживание.
- Физическая культура и спорт.
- Финансы, банковская деятельность.
Разработка стандартов государственных услуг
Одной из главных проблем в деле повышения эффективности деятельности государства в интересах граждан и их объединений, является отсутствие достаточной правовой базы и законов для предоставления услуг гражданам и организациям.
Вследствие этого:
- Во-первых, качество и доступность государственных услуг до сих пор не стали основным критерием оценки результативности деятельности органов исполнительной власти.
- Во-вторых, как показывает анализ практики деятельности всех субъектов предоставления услуг, через введение подзаконных актов прилагаются новые требования для потребителей этих услуг, гражданам и организациям навязываются различные платные услуги, которые воспринимаются ими как законные государственные услуги.
В данный момент нет базовых законодательных актов, устанавливающих одинаковые как для государственных органов, так и органов местного самоуправления, гарантии качества и доступности государственных услуг гражданам. Также отсутствует и ответственность государственных служащих за не предоставленные услуги, тем более, что для граждан и их объединений крайне сужены возможности обжалования чрезмерных административных требований при предоставлении государственных услуг.
Таким образом, системное введение института публичных услуг требует разработки специального законодательства, то есть создание правовых основ для регулирования и регламентирования предоставления услуг юридическим и физическим лицам.
Рассмотрим целевые задачи законодательного регулирования процессов разработки и применения государственных услуг. Целями законодательного урегулирования должна быть:
- защита интересов потребителей государственных услуг - физических и юридических лиц;
- предотвращения принудительных услуг, на которых нет заказа от потребителей;
- установление критериев качества услуг и обеспечения контроля за их соблюдением со стороны гражданского общества и контролирующих органов;
- оптимизация количества госуслуг.
Регулирование в сфере государственных услуг
Предметом регулирования в области государственных услуг должны быть отношения в сфере разработки, применения и контроля за соблюдением стандартов данных услуг.
К предмету законодательного регулирования целесообразно отнести порядок разработки, утверждения, применения и контроля соблюдение стандартов государственных услуг государственными органами в определенном кругу лиц в связи с реализацией прав, законных интересов и обязанностей граждан и организаций с учетом необходимости создания надлежащих условий по содействию гражданам и организациям в случае их обращения в государственный орган или подготовки такого обращения.
Основанием для предоставления государственных услуг, требований по их предоставлению, качества и доступности со стороны пользователей является внедренный закон. Он должен определить виды государственных услуг и, соответственно, возможные стандарты государственных услуг.
Определение видов государственных услуг целесообразно осуществить с учетом адресации определенному кругу пользователей, например, услуги, предоставляемые неопределенному кругу лиц - управленческие услуги; госуслуги, услуги конкретному пользователю – административные услуги.
Перечень государственных услуг неопределенному кругу лиц, устанавливается в соответствии с конституцией государства, другими законами функций и задач государства для их обеспечения с учетом прав и обязанностей граждан и их объединений.
Госуслуги конкретным пользователям предоставляются непосредственно после окончания исполнения государственной функции в государственном органе или в случае ее делегирования - в соответствующих государственных организациях или учреждениях.
Признаками госуслуги является индивидуальность ее предоставление (конкретному физическому или юридическому лицу) непосредственное обращение пользователей госуслуг в государственный орган; предоставление услуги непосредственно в государственном органе; объективные социально-экономические причины, определяющие невозможность передачи ее коммерческим или некоммерческим организациям и их объединениям.
Под стандартом государственной услуги понимаются установленные нормативно-правовыми актами требования к объему, качеству и условиям предоставления государственной услуги.
Стандарты могут устанавливаться как в отношении госуслуг неопределенному кругу лиц, так и в отношении государственных услуг конкретным пользователям, то есть для собственно административных услуг.
Государственный орган, предоставляющий услуги неопределенному кругу лиц, должно ежегодно пересматривать стандарты соответствующих услуг и поощрять организации, наделенные правом их предоставления, постоянно внедрять и выполнять эти стандарты.
Законодательному урегулированию подлежат обязательные требования со стандартами соответствующих государственных услуг, прежде всего по качеству и условий предоставления этих услуг.