2018 год привнес множество изменений в финансовый учет, поэтому бухгалтерам РФ нужно быть более внимательными к тонкостям перехода на новые государственные стандарты. Особое внимание нужно обратить на корректность ведения бухгалтерского учета в информационной базе. В противном случае все неточности и ошибки приведут к проверкам и немалым штрафам.
Российские федеральные стандарты бухгалтерского учета
В 2015 году Минфин России утвердил программу разработки ФС бухгалтерского учета для государственных организаций. С 2018 года по этой программе в России действует 10 ФС бухучета, но вступление в силу трех из них планируется на 2020 год. Все государственные стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года, параллельно вносятся изменения в действующие инструкции по ведению бухгалтерского учета, составлению регистров и форм первичных учетных документов.
На данный момент прошли регистрацию и утверждены в Министерстве юстиций пять государственных стандартов бухгалтерского учета:
- ФС «Основные средства».
- ФС «Концептуальные основы отчетности и бухгалтерского учета государственных организаций».
- Федеральный государственный стандарт бухгалтерского учета «Аренда».
- Федеральный государственный стандарт «Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности».
Проекты других федеральных стандартов размещаются на сайте Министерства финансов РФ в разделе «Бухгалтерская финансовая отчетность и бухучет государственного сектора», а также в подразделе «Стандарты бухгалтерской отчетности».
Всего ожидается 29 новых федеральных государственных стандартов бухгалтерского учета, нововведения в которых влекут за собой ряд существенных изменений. Главная цель федеральных стандартов – повысить эффективность работы государственных учреждений.
Федеральный государственный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского чета и отчетности государственных организаций»
Данный стандарт является базовым документом, который устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского чета и составления финансовой отчетности в организациях государственного сектора:
- Основные способы и правила ведения бухучета и аудита.
- Общие правила признания объектов бухучета, а также методики их оценки и особенности денежного измерения.
- Общие правила по формированию сведений, которые раскрываются в бухгалтерской отчетности, а также их качественные характеристики.
- Основные принципы подготовки бухгалтерской отчетности предприятий государственного сектора.
- Требования, которые предъявляются к инвентаризации активов.
Предприятия государственного сектора должны использовать федеральные стандарты с 1 января 2018 года при ведении бухгалтерской отчетности. Положениями стандартов должны руководствоваться при составлении отчетности, начиная с отчетности 2018 года. Отчетность 2017 года ведется по старым правилам.
Положения ФС бухучета применяются одновременно с другими стандартами и нормативно-правовыми актами, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
Федеральный стандарт «Доходы»
Данный государственный стандарт бухгалтерского учета подразумевает изменение порядка отражения и структуры доходов в отчетности. Те изменения, которые вступили в силу в 2018 году, коснутся не всех видов доходов, а только следующих:
- Инвестиции в виде дивидендов, которые выплачиваются объектом инвестирования и учитываются по методу долевых участий.
- Реализации запасов, готовой и биологической продукции.
- Продажа нематериальных активов и основных средств.
- Доходы от безвозмездного пользования и договоров аренды.
- Доходы от изменения финансовых обязательств или справедливой стоимости финансовых активов.
- Доходы от изменений обменных курсов.
- Доходы от первоначального признания биологической продукции и биологических активов.
В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета «Доход», доходы от субсидий на выполнение государственных заданий отражаются в составе доходов будущих периодов на дату создания права на получение субсидии. Услуги и работы, доход от которых был получен от необменных операций, не подлежат бухгалтерскому учету, если информация об получении раскрывается в отчетности.
В нынешних инструкциях нет требований по учету операций, но есть законодательные положения о бухучете по причине которых возникают неясности. Например, любые факты хозяйственной деятельности должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета.
Большинство требований федерального стандарта касаемо приведения информации о доходах в бухгалтерской отчетности относятся к пояснительной записке. При сдаче годовой отчетности в ней необходимо указать:
- Особенности признания доходов субъекта учета, а также положения учетной политики.
- Доходы в разрезе групп в зависимости от экономического содержания предоставленных скидок и льгот.
- Доходы от пожертвований, подарков и других ценностей, что были получены безвозмездно.
- Дебиторская задолженность по необменным операциям.
Федеральный государственный стандарт бухучета «Учетная политика, оценочные ошибки и значения»
Данный Федеральный стандарт устанавливает единые требования к утверждению, формированию и изменению учетной политики, а также правила отражения последствий изменения учетной политики, исправленных ошибок и оценочных значений в бухгалтерской отчетности.
В данном государственном стандарте раскрыты такие понятия, как ретроспективное и перспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение и перспективное признание результатов его изменений, а также ретроспективный пересчет бухгалтерской отчетности.
В соответствии с данным стандартом, учреждения будут составлять учетную политику сами, учитывая собственную структуру, отраслевые и другие особенности деятельности. Кроме этого организации также могут следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики обязательно должен соответствовать требованиям пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета «Учетная политика, оценочные ошибки и значения».